220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности


Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.

Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет

Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности часть третья
Вощило Дмитрий, 02.07.2024

РазделX Кодекса «Приемка объекта в эксплуатацию. Инженерная, транспортная и социальная инфраструктура. Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности состоит из трех глав.

1. Глава «Приемка объекта в эксплуатацию» содержит нормы, организации приемки объекта в эксплуатацию. До 23.07.2024 приемка объекта в эксплуатацию регулируется следующими нормативными правовыми актами:

1. Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» №300-З от 05.07.2004, в частности статьёй 591;

2. Гражданским кодексом Республики Беларусь, в частности статьёй 706;

3. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 №716 «Об утверждении Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства»;

4. Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.12.2018 №40 «Об установлении форм актов приемки объектов в эксплуатацию, гарантийного паспорта объекта строительства, перечней документов, представляемых приемочной комиссии».

В виду того, что Кодекс содержит отдельную главу по приемке объекта в эксплуатацию, отдельные нормы вышеназванных нормативных правовых актов будут признаны утратившими силу. Между тем, изложенные нормы в Кодексе изменяют подход к приемке объекта в эксплуатацию.

Статья 104 Кодекса устанавливает организацию приемки объекта в эксплуатацию. Так, новшеством Кодекса в данной части является, что приемка объекта в эксплуатацию осуществляется на предмет соответствия возведенного проекта проектной документации, разработанной для его строительства.

Нормы статьи 106 Кодекса закрепляют порядок создания приемочной комиссии. Законченные возведением, реконструкцией, модернизацией, технической модернизацией, ремонтно-реставрационными работами, капитальным ремонтом, подготовленные к эксплуатации объекты, в том числе очереди строительства, пусковые комплексы (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для коллективного садоводства, хозяйственных строений и сооружений на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства), независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в порядке, установленном Кодексом.

Положения статьи 107 Кодекса устанавливают критерии оценки объекта при приемке его в эксплуатацию.

Статья 108 Кодекса закрепляет, что для приемки объекта в эксплуатацию генеральный подрядчик (подрядчик), заказчик представляют приемочной комиссии документы, перечень которых устанавливается Министерством архитектуры и строительства.

Нормы статьи 112-113 Кодекса закрепляют перечень государственных органов (их структурных подразделений), государственных организаций, выдающих заключения при приёмке объектов в эксплуатацию, а также порядок выдачи указанными органами (организациями) заключений, при приемке объекта в эксплуатацию.

Статья 114 Кодекса определяет, что приемка объектов в эксплуатацию оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию по формам, утверждаемым Министерством архитектуры и строительства.

Устанавливается, что в случае нарушения порядка приемки объекта в эксплуатацию, в том числе отказа от подписания акта приемки объекта в эксплуатацию и непредставления обоснования причин отказа, председатель, члены приемочной комиссии несут ответственность, установленную законодательством об административных правонарушениях. Эксплуатация объекта, в том числе очереди строительства, пускового комплекса, без его приемки в эксплуатацию в установленном порядке запрещается. Передача в эксплуатацию объекта без его приемки в эксплуатацию в установленном порядке либо с нарушением такого порядка влечет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ст. 115 Кодекса).

2. Глава«Инженерная, транспортная и социальная инфраструктура. Особенности предоставления заказчикам, застройщикам земельных участков», регулирует вопросы строительства и финансирования объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

До вступления Кодекса в законную силу вышеназванные вопросы регулируются Законом Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» №300-З от 05.07.2004 и Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 №72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры».

Нормы статьи 116-117 Кодекса определяют порядок по обеспечению создания и развития систем инженерной инфраструктуры, а также по обеспечению создания и развития транспортной инфраструктуры.

Кроме того, Кодексом определяются вопросы государственного регулирования отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, вопросы передачи в государственную собственность объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры (ст. 118-119 Кодекса).

3. Глава«Надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»содержит нормы, в которых определяются вопросы надзора в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Согласно нормам статьи 121 Кодекса, надзор в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляется в целях обеспечения соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, при получении разрешительной документации на строительство, разработке предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации, выполнении изыскательских, строительно-монтажных, пусконаладочных работ, оказании инженерных услуг, приемке объекта в эксплуатацию, а также в процессе его эксплуатации в период гарантийного срока.

В области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществляются следующие виды надзора:

- государственный строительный надзор;

- авторский надзор;

-технический надзор;

- иные виды надзора, предусмотренные законодательством.

Кодекс определяет порядок осуществления государственного строительного надзора (ст. 122 Кодекса), порядок осуществления авторского надзора (ст. 123 Кодекса), и порядок осуществления технического надзора (ст. 124 Кодекса).

Белявский Сергей

Директор юридической компании ООО «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов

Вощило Дмитрий, юрист юридической компании ООО «Экономические споры», медиатор

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Юридические услуги
Остались вопросы?