220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Как правильно удалить растения на строительном объекте


Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.

Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-25 лет

Как правильно удалить растительный мир на строительном объекте
Церлюкевич В.В., 18.06.2024

В соответствии с пунктом 40 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 №1476 (далее - Положение №1476) проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения положительного заключения государственной экспертизы. Далее обратимся к нормам Закона Республики Беларусь от «О растительном мире» статья 37 указывает, что одним из оснований для законного удаления объектов растительного мира является утверждённая в установленном законодательством порядке проектная документация. Можно ли считать проектную документацию с наличием положительного заключения государственной строительной экспертизы окончательным разрешительным документом на вырубку объектов растительного мира?

Ответ содержится в пункте 3 статьи 15 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон «О государственной экологической экспертизе»): реализация проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается, т.е. заключения государственной строительной экспертизы недостаточно.

Приведём пример из судебной практики.

Как установлено судом и следует из материалов дела, предметом иска являлись требования комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды к ИООО «Подрядчик». о взыскании вреда, причинённого окружающей среде по акту об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал, что удаление объектов растительного мира производил на основании проектной документации, в которой отсутствовали указания на необходимость прохождения государственной экологической экспертизы. Ответчик полагал, что доказательств наличия негативных последствий для окружающей среды по причине неполучения ответчиком заключения экологической экспертизы истцом не представлено.

Судом обоснованно указано, что строительный объект находился в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в связи с чем проектная документация по нему подлежала государственной экологической экспертизе, и наличие у ответчика заключения государственной (строительной) экспертизы по объекту не освобождало ИООО «Подрядчик» от проведения государственной экологической экспертизы проектной документации.

Поскольку удаление деревьев ИООО «Подрядчик» произвело при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы, без которой реализация проектных решений запрещается, правильными являются выводы первой и апелляционной инстанций суда о том, что ИООО «Подрядчик» является юридическим лицом, ответственным за причинение вреда окружающей среде, выразившимся в незаконном удалении деревьев.

В Законе «О растительном мире» определено, что юридические лица, допустившие незаконное удаление объектов растительного мира обязаны возместить причинённый вред добровольно или по решению суда.

При этом факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом в соответствии с законодательством, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.

В материалах дела присутствует акт причинения ответчиком вреда окружающей среде. Возражений, касающихся расчёта размера вреда, ИООО «Подрядчик» не представлялось. Выводы первой и апелляционной инстанций суда являются законными и обоснованными так как ответчиком не были предоставлены надлежащие доказательства в опровержение фактов причинения вреда окружающей среде.

На основании вышеизложенного следует, что вырубка деревьев произведена ответчиком согласно условиям утверждённого проекта, прошедшего государственную экспертизу, на землях под дорогами и иными транспортными коммуникациями на строительном объекте, что относится к объектам государственной экологической экспертизы. Поэтому проектная документация обязывает подрядчика проходить государственную экологическую экспертизу.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь постановление апелляционной инстанции оставило без изменения, а кассационную жалобу ИООО «Подрядчик» - без удовлетворения.1

Что бы не оказаться в подобной ситуации необходимо дать следующие рекомендации:

  • Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом в соответствии с законодательством, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.
  • Наличие проектной документации с положительным заключением государственной строительной экспертизы при выполнении работ по удалению объектов растительного мира (в рассматриваемом случае деревьев) не освобождает исполнителя от необходимости проведения и государственной экологической экспертизы этой же проектной документации.
  • Перед началом строительства объекта, не забываем получить все необходимые согласования и пройти соответствующие экспертизы.

Белявский С.Ч.

Директор юридической компании «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда.

Церлюкевич В.В., юрист юридической компании «Экономические споры»

1Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь 27.06.2023 по делу № 154ЭИП2326. Дата доступа: 06.02.2024. Режим доступа:

"https://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/d7329da5081a449b.html"

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Юридические услуги
Остались вопросы?