220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Строительная экологическая экспертиза


Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.

Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет

Обязательная экологическая экспертиза при строительстве объектов. Некоторые аспекты
Полещук В.Н., 03.02.2023

В соответствии с ст. 34 Закона Об охране окружающей среды проект строительства, реконструкции, консервации, демонтажа или сноса зданий, сооружений и иных объектов, подлежащий государственной экологической экспертизе и не получивший положительного заключения, не подлежит утверждению. Объекты государственной экологической экспертизы определяются в соответствии со ст. 5, ст. 7 Закона О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон о государственной экологической экспертизе).

Оценка воздействия на окружающую среду в рамках экспертизы проводится по объекту строительства в целом, включая все составные части объекта, связанные с основным объектом технологическими процессами. Не допускается проведение оценки воздействия на окружающую среду для отдельных выделяемых в проектной документации по объекту этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов (п.8 Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду, утвержденного постановлением Совета Министров от 19.01.2017 № 47).

Если составная часть объекта проектируется отдельным проектом как очередь и пусковой комплекс основного объекта, то проектная документация также подлежит государственной экологической экспертизе.

Тем более, если земельный участок, выделенный под проектирование и строительство составной части объекта, относится к категории земель, в отношении которых действуют природоохранные меры.

Избежать обязательной экспертизы проектной документации не удастся.

Ранее действовавшая (до 27.03.2022) административная процедура «выдача заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности» в настоящее время не применима, поскольку в текущем моменте она не предусмотрена единым перечнем административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования.

Наличие заключения государственной (строительной) экспертизы по объекту не освобождает от проведения государственной экологической экспертизы. К таким выводам приводит пример из практики Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда (далее – СКЭД).

Пример.

ИООО «Завод» обратилось в уполномоченную организацию министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды за совершением административной процедуры по выдаче заключения о соответствии законченного строительством объекта: «Строительство завода. Пути железнодорожные. VI очередь строительства». 1-й пусковой комплекс» требованиям экологической безопасности, охраны окружающей среды. Заявителю в осуществлении административной процедуры было отказано. Отказывая в осуществлении административной процедуры отдел государственной экологической экспертизы указал, что проектная документация относится к объектам государственной экологической экспертизы, поскольку:

  • объект строительства располагается в границах природных территорий, подлежащих специальной охране - рекреационно-оздоровительных и защитных лесах, зоне санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения (две артезианские скважины );
  • объект строительства подлежит оценке воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизе в связи с тем, что является составной частью завода по производству древесных плит, и, как следствие, имеет базовый размер санитарно-защитной зоны 300 метров;
  • для строительства объекта дополнительно предоставлялся земельный участок.

ИООО «Завод» обжаловало административное решение в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей, а впоследствии обратилось с жалобой в экономический суд.

Экономический суд отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что административное решение об отказе в осуществлении административной процедуры по выдаче заключения о соответствии законченного строительством объекта: «Строительство завода. Пути железнодорожные. VI очередь строительства». 1-й пусковой комплекс» требованиям экологической безопасности, охраны окружающей среды является обоснованным и соответствующим законодательству, поскольку обжалуемое административное решение принято уполномоченным органом в связи с тем, что проектная документация на возведение и реконструкцию объекта подлежала государственной экологической экспертизе, так как размещение объекта строительства предусматривалось на территории, подлежащей специальной охране.

С указанными выводами суда первой инстанции согласилась и апелляционная инстанция экономического суда, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

СООО «Завод» обжаловало в СКЭД судебные постановления нижестоящих судов. По его мнению выводы судов не соответствуют фактическим материалам дела и законодательству, действовавшему на момент получения положительного заключения государственной строительной экспертизы, выводов суда о том, что объект строительства находился в пределах природных территорий, подлежащих специальной охране поскольку, в соответствии с действующим ранее законодательством они не являлись природными территориями, подлежащими специальной охране.

Полученное положительное заключение государственной (строительной) экспертизы подтверждает его доводы об отсутствии оснований для государственной строительной экспертизы, включающей в себя, в том числе, проверку соответствия принятых проектных решений обязательным требованиям законодательства по вопросам охраны окружающей среды. Объект строительства является самостоятельным объектом и не является составной частью завода. СКЭД признала отказ в удовлетворении требований ИООО «Завод» правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству, и указала следующее.

В рамках осуществления административной процедуры по получению заключения о соответствии законченных строительством объектов требованиям экологической безопасности является установление соответствия законченных строительством объектов требованиям экологической безопасности, включающей соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду. Уполномоченный орган при осуществлении данной административной процедуры обязан проверить, в том числе, соблюдение требований Закона «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон о государственной экологической экспертизе) в части отнесения объектов, принимаемых в эксплуатацию, к объектам государственной экологической экспертизы.

Анализ и оценка доказательств по делу указывают на то, что имелись предусмотренные законодательством обстоятельства, обуславливающие обязательность государственной экологической экспертизы. Объект строительства размещался на территориях централизованных источников питьевого водоснабжения, а также в границах природных территорий, подлежащих специальной охране. В связи с чем проектная документация по нему подлежала государственной экологической экспертизе.

Объект строительства технологически связан с процессом производства на заводе и поэтому подлежал оценке воздействия на окружающую среду с учетом всего предприятия как имущественного комплекса, а проектная документация по нему – государственной экологической экспертизе. При этом СКЭД отметила, что перевод земельного участка в категорию земель под дорогами и иными транспортными коммуникациями после выдачи заключения государственной (строительной) экспертизы доказывает, что объект строительства находился в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, в связи с чем проектная документация по нему подлежала государственной экологической экспертизе.

Наличие заключения государственной (строительной) экспертизы по объекту не освобождает ИООО «Завод» от проведения государственной экологической экспертизы.

Таким образом, при подготовке документов по строительству объектов в их совокупности необходимо учитывать возможное наличие условий, определяющих обязательность экологической экспертизы в соответствии с нормами природоохранного законодательства. И желательно установить их наличие заранее.

Белявский С.Ч.

Директор юридической компании «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда.

Полещук В.Н.

Юрист юридической компании «Экономические споры»

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Юридические услуги
Остались вопросы?