БЕССРОЧНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКАЗОМ N 510 НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО

Моя практика


БЕССРОЧНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКАЗОМ N 510 НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
С.Ч.БЕЛЯВСКИЙ, по состоянию на 01.07.2014

Аннотация

Пунктом 19-1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 510) были установлены строгие правила исчисления сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение отношений, регулируемых Указом N 510, а также утвержденными им Положением о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение о проведении проверок) и Положением о порядке проведения мониторинга (далее - Положение о проведении мониторинга). В основу правил был положен принцип строгого определения начала, окончания и порядка исчисления длительности срока. При этом было установлено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Течение срока, исчисляемого месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Указанный подход в полной мере корреспондируется с порядком исчисления сроков, установленных иным, в том числе гражданским, законодательством (статьи 191 - 194 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

При этом пункт 19-1 Указа N 510 не предусматривает возможности установления неопределенного срока, в том числе окончание которого связано с каким-либо событием, неизбежность наступления которого спорна. Логика законодателя в этом случае понятна: подобные сроки могут стать "бессрочными", т.е. не завершатся никогда.

Указанный подход является особенно важным при вынесении требований (предписаний) о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде.

Наличие четкого срока, на который приостанавливается деятельность, обуславливает механизм возобновления деятельности, а также переноса и продления срока приостановления, которое, напомним, возможно только по решению суда.

Полный текст