- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Строительные споры
- Проектные споры
- Корпоративное право
- Арендные споры
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Налоговые споры
- Таможенные споры
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Корпоративное обучение
- Иск за 10 минут
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Строительные споры
- Проектные споры
- Корпоративное право
- Арендные споры
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Налоговые споры
- Таможенные споры
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Корпоративное обучение
- Иск за 10 минут
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
Признание и приведение в исполнение решений хозяйственного суда
Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.
Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет
(См. также: часть 2 данной статьи)
Порядок приведения в исполнение решений хозяйственных судов за рубежом регламентируется нормами международного права, а также национальным законодательством государств, на территории которых должно быть исполнено (признано, приведено в исполнение и исполнено) решение хозяйственного суда Республики Беларусь.
Согласно статье 8 Конституции Республики Беларусь наше государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права. Основные принципы, которые положены в основу исполнения решений отечественных судов за рубежом, - принципы вежливости и взаимности. Указанные принципы закреплены во всех международных соглашениях и договорах, подписанных Республикой Беларусь в целях признания и исполнения решений белорусских хозяйственных судов за рубежом. Вместе с тем следует отметить, что ввиду их многочисленности подобные международные нормы права часто имеют некоторые отличия друг от друга, что обуславливает различный порядок приведения в исполнение решений хозяйственных судов Республики Беларусь в каждом конкретном иностранном государстве.
Разобраться в специфике исполнения в том или ином государстве призван помочь раздел III "Исполнение решений" Методических рекомендаций "О правовой помощи при разрешении хозяйственных (экономических) споров и исполнении судебных постановлений с участием иностранных лиц, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.10.2006 N 90 (далее - Методические рекомендации). При возникновении необходимости разобраться в порядке исполнения решения белорусского хозяйственного суда следует руководствоваться в первую очередь им, поскольку в нем довольно детально описаны отличия и нюансы применения норм основных международных правовых актов, посвященных исполнению решений за рубежом.
В данной статье рассмотрим на примерах ряда наиболее часто встречающихся в практике государств особенности исполнения на их территории решений хозяйственных судов Республики Беларусь.
Российская Федерация
На основании Соглашения Республики Беларусь и Российской Федерации о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.01.2001; далее - Московское соглашение) исполнение решений арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь осуществляется в соответствии с национальным законодательством по месту предъявления исполнительного документа к исполнению.
В соответствии с Московским соглашением (статья 1) для исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации подача заявления о приведении в исполнение в порядке, предусмотренном статьей 8 Соглашения государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (заключено в г. Киеве 20.03.1992) (далее - Киевское соглашение), не требуется; государственная пошлина за рассмотрение таких заявлений не уплачивается. Таким образом, решения белорусских хозяйственных судов не подлежат признанию.
Соответственно взыскатель Республики Беларусь самостоятельно направляет исполнительный документ - приказ хозяйственного суда в структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по месту нахождения должника либо его имущества с целью возбуждения исполнительного производства и его принудительного исполнения территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации.
Срок предъявления белорусского исполнительного документа к исполнению в Российской Федерации - 3 года. Государственная пошлина за возбуждение исполнительного производства не уплачивается.
Украина, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика,
Республика Узбекистан и др. государства - участники
Киевского соглашения
Перечисленные выше государства подписали и ратифицировали Киевское соглашение. Стороны, находящиеся на территории государств - участников СНГ, подписавших Киевское соглашение, должны соблюсти процедуру признания и приведения в исполнение решения суда государства - участника Киевского соглашения. Для этого взыскатель должен самостоятельно направить соответствующее ходатайство о признании и приведении в исполнение непосредственно в компетентный суд государства, где решение подлежит исполнению.
Определять компетентный суд следует в соответствии с национальными процессуальным законом государства места исполнения решения суда.
Ходатайство излагается на русском языке или языке страны - места нахождения суда, который будет рассматривать ходатайство (по месту нахождения должника). К ходатайству прикладываются следующие доказательства:
1) копия должным образом заверенного решения или решение;
2) официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не усматривается из самого решения;
3) доказательства извещения другой стороны о процессе;
4) исполнительный документ.
При этом официальный документ о том, что решение вступило в законную силу, если это не усматривается из самого решения, а также доказательства извещения другой стороны о процессе выдаются стороне судом, рассмотревшим дело, по ее запросу. Формы ходатайства о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, а также подтверждающих справок приведены в приложениях к Методическим рекомендациям.
Если в соответствии с законодательством страны, суд которой будет рассматривать поданное ходатайство, рассмотрение облагается государственной пошлиной, к поданному заявлению необходимо приложить доказательства оплаты государственной пошлины.
Так, например, в Украине действует Закон Украины "О судебном сборе", который определяет правовые способы взимания судебного сбора, плательщиков, объекты и размеры ставок судебного сбора, порядок оплаты, освобождение от оплаты и возврат судебного сбора. Согласно ему судебный сбор взимается исключительно через учреждения банков и отделов связи по месту рассмотрения дела и зачисляется в специальный фонд Государственного бюджета Украины. Средства судебного сбора направляются на обеспечение совершения правосудия, укрепления материально-технической базы судов, включая создание и обеспечение функционирования Единой судебной информационной системы, веб-портала судебной власти, компьютерных локальных сетей, современных систем фиксирования судебного процесса, приобретение и обслуживание компьютерной и копировально-множительной техники и другое.
Размер судебного сбора за рассмотрение заявлений о выдаче исполнительного документа на основании решений иностранных судов в Украине составляет 0,1 минимальной заработной платы (МЗП). Согласно Закону Украины "О государственном бюджете Украины на 2012 год" минимальная заработная плата в Украине составляет в 2012 году 1073 гривны. Соответственно размер пошлины составит 107,3 гривны <1>.
--------------------------------
<1> http://court.gov.ua/sud0117/tax.
В Республике Казахстан в соответствии со статьями 495 и 496 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) с подаваемых в суд заявлений о выдаче судом исполнительных листов по решениям иностранных судов размер государственной пошлины составляет 500% от размера месячного расчетного показателя (МРП).
Фиксированные процентные ставки государственной пошлины исчисляются исходя из размера месячного расчетного показателя, установленного законодательным актом Республики Казахстан на день уплаты государственной пошлины, если иное не установлено Налоговым кодексом. С 1 января 2012 г. размер месячного расчетного показателя (МРП) составляет 1618 тенге. Соответственно размер пошлины за выдачу исполнительного листа по решению иностранного суда составит 8090 тенге <2>.
--------------------------------
<2> http://www.salyk.gov.kz/ru/taxpayer/naturalperson/statecustoms/Pages/rates.aspx.
Решение иностранного суда может быть предъявлено к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом Республики Казахстан.
Согласно информации официального интернет-сайта Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Азербайджанской Республикой 15.11.2007 было ратифицировано Киевское соглашение <3>.
--------------------------------
Компетентным судом в признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений о взыскании задолженности с субъектов хозяйствования Азербайджанской Республики является Верховный Суд Азербайджанской Республики (АЗ 1025, Азербайджанская Республика, г. Баку, ул. Юсифа Сафарова, 14, 1193-й квартал, http://www.supremecourt.gov.az).
Сведения о порядке уплаты и размерах государственной пошлины следует искать на официальных интернет-сайтах высших судебных органов страны места исполнения решения суда.
В соответствии со статьей 9 Киевского соглашения в приведении в исполнение решения может быть отказано по просьбе Стороны, против которой оно направлено, только если эта Сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается приведение в исполнение, доказательства того, что:
а) судом запрашиваемого государства - участника Содружества Независимых Государств ранее вынесено вступившее в законную силу решение по делу между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
б) имеется признанное решение компетентного суда третьего государства - участника Содружества Независимых Государств либо государства, не являющегося членом Содружества, по спору между теми же Сторонами, о том же предмете и по тому же основанию;
в) спор в соответствии с Киевским соглашением разрешен некомпетентным судом;
г) другая Сторона не была извещена о процессе;
д) истек трехгодичный срок давности предъявления решения к принудительному исполнению.
Что касается Республики Узбекистан, то следует отметить, что действующий Хозяйственный процессуальный кодекс данной страны не регулирует вопросы признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений <4>. В связи с этим следует руководствоваться Киевским соглашением при направлении соответствующих заявлений.
--------------------------------
<4> http://supcourt.uz/ru/article/96.
Примерная форма и содержание ходатайства изложены в подпункте 3.5 пункта 3 раздела III и в приложении 5 к Методическим рекомендациям.
Законодательством Республики Узбекистан не предусмотрена уплата государственной пошлины при обращении в компетентные суды Республики Узбекистан с ходатайством о признании и принудительном исполнении судебного постановления хозяйственного суда Республики Беларусь. В пункте 2 Ставок государственной пошлины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.11.1994 N 533, установлены ставки лишь за рассмотрение заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, а также заявлений об отмене решений третейского суда в размере 2 МЗП <5>. Отсутствует указание на такой объект обложения государственной пошлиной и в статье 328 Особенной части Налогового кодекса Республики Узбекистан <6>.
--------------------------------
<5> http://fmc.uz/legisl.php?id=stavki_gos_poshlin.
<6> http://supcourt.uz/ru/article/92.
Ходатайство о признании и принудительном исполнении решений хозяйственных судов Республики Беларусь и прилагаемые к нему документы следует направлять в Высший Хозяйственный Суд Республики Узбекистан.
Республика Польша
С 15.03.2009 вступило в силу Соглашение между Министерством юстиции Республики Беларусь, Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь и Министерством юстиции Республики Польша о непосредственном сношении судов в области оказания правовой помощи (заключено в г. Минске 13.02.2009) (далее - Соглашение с Польшей). Соглашение с Польшей упростило порядок обращения в компетентные суды двух государств в рамках ранее заключенного Договора между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам, подписанного в г. Минске 26.10.1994 (далее - Договор с Польшей).
В соответствии со статьей 54 Договора с Польшей на условиях, установленных в указанном Договоре, на территории договаривающихся государств взаимно признаются и исполняются как решения по гражданским делам, так и мировые соглашения по имущественным спорам.
Согласно статье 56 Договора с Польшей ходатайство о признании и исполнении решения может быть подано как непосредственно в компетентный суд Польши, так и в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции. Суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, направляет ходатайство компетентному суду Польши.
При этом в качестве компетентного суда при направлении ходатайства отечественным хозяйственным судом будет являться окружной суд Республики Польша, в округе которого просьба должна быть исполнена. Польский окружной суд, который получил просьбу об оказании правовой помощи, незамедлительно пересылает ее в суд, к компетенции которого относится исполнение просьбы.
Перечень судов Республики Польша, в которые направляются просьбы судов Республики Беларусь об оказании правовой помощи, составленный в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения с Польшей, приведен в приложении 2 к разъяснению Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.03.2009 N 02-41/772 "О новом порядке сношения с судами Республики Польша".
Таким образом, поскольку отечественные хозяйственные суды вправе осуществлять сношения только с окружными судами Польши, а последние уже в свою очередь пересылают ходатайства о признании и приведении в исполнение в районные суды, представляется, что более оперативным будет направление взыскателями самостоятельно необходимых документов напрямую в компетентные районные суды по месту нахождения должника.
К ходатайству необходимо приложить:
1) решение или его заверенную копию вместе с подтверждением, что решение вступило в законную силу и частично или полностью исполнено, а по делам об алиментных обязательствах, если решение не вступило в законную силу, вместе с подтверждением, что оно подлежит исполнению, если это не вытекает из самого решения;
2) документ, подтверждающий, что сторона, против которой было вынесено решение и которая не принимала участия в производстве дела, получила вызов о явке в судебное заседание в указанный срок и в надлежащем порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а в случае ограниченной процессуальной дееспособности стороны - документ, подтверждающий, что эта сторона была надлежащим образом представлена;
3) заверенный перевод ходатайства и документов, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 56 Договора с Польшей, на польский язык. Переводы могут быть заверены официальным переводчиком, нотариусом;
4) копии ходатайства и копии приложений, указанных в подпунктах 1 и 3 пункта 2 статьи 56 Договора с Польшей, для вручения участникам производства дела.
Перечисленные подтверждающие документы по заявлению взыскателя выдает хозяйственный суд, вынесший решение.
Рекомендуемые формуляры документов, выдаваемых хозяйственным судом, приведены в приложении 10 к Методическим рекомендациям.
Кроме того, к ходатайству необходимо приложить документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.
В соответствии с Законом Республики Польша от 28.07.2005 "О судебных издержках по гражданским делам" за рассмотрение заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов или иностранных арбитражей взимается пошлина в размере 300 злотых. Из-за отсутствия приложенного к ходатайству оригинала платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, польский суд своим определением оставляет производство по делу без движения на срок, установленный польским процессуальным законодательством.
В случае признания и принятия решения о приведении в исполнение белорусского судебного решения компетентный польский суд выносит документ - "klauzula wykonalnosti" ("клаузуля выкональности").
В соответствии со статьей 57 Договора с Польшей в производстве дела о признании и исполнении судебного решения польский суд ограничивается проверкой о выполнении условий, предусмотренных статьями 54 - 56 Договора с Польшей.
При рассмотрении ходатайства о признании и исполнении решения хозяйственного суда Беларуси компетентный суд Польши может истребовать от сторон объяснения. Этот суд может также истребовать дополнительные объяснения от суда, вынесшего решение.
Основными нормативными актами, регулирующими процедуру принудительного исполнения судебных решений на территории Республики Польша, являются Гражданский процессуальный кодекс Республики Польша (Kodeks postepowania cywilnego) (часть третья) (далее - ГПК Республики Польша) и Закон Республики Польша от 29.08.1997 "О судебных исполнителях и исполнительном производстве" (Ustawa o komornikach sadowych i egzekucji) (далее - Закон о судебных исполнителях Республики Польша).
Основанием для принудительного исполнения судебного решения является исполнительный лист. Когда речь идет об исполнении решения иностранного суда на территории Польши, исполнительный лист выдается окружным судом после рассмотрения вопроса о признании и разрешении принудительного исполнения данного решения.
Исполнительное производство возбуждается на основании заявления взыскателя (на польском языке это называется wniosek egzekucyjny) (см. приложения 1 и 2 к настоящему материалу). К заявлению прилагаются оригинал клаузули выкональности и доверенность, если заявление подписано представителем взыскателя.
В заявлении указываются:
- наименование взыскателя, его адрес и банковские реквизиты;
- наименование должника, его адрес и номер налогоплательщика (NIP) <7>;
- реквизиты исполнительного листа, выданного польским судом (наименование суда, дата вступления исполнительного листа в силу, номер).
--------------------------------
<7> Номер налогоплательщика можно найти в Интернете, например на сайте Главного статистического управления Республики Польша по адресу: http://www.stat.gov.pl/regon (номер REGON можно найти по наименованию юридического лица на сайте Министерства юстиции Республики Польша).
В соответствии со статьей 797 ГПК Республики Польша в заявлении необходимо указать действие, которое должно быть исполнено, и способ его исполнения.
В отличие от белорусского процессуального законодательства, в соответствии с которым возбуждение исполнительного производства не стоит взыскателю ни копейки, Закон о судебных исполнителях Республики Польша в статье 40.1 предусматривает право судебного исполнителя требовать у взыскателя предварительной оплаты своих расходов, возникающих в процессе исполнения судебного решения. Перечень видов таких расходов дан в статье 39 Закона о судебных исполнителях Республики Польша: на экспертов, на публикацию объявлений (рекламы) в прессе; транспортные расходы, расходы на хранение и страхование изъятого движимого имущества; стоимость доставки наличных денег почтой или банковским переводом; затраты на получение информации, необходимой для проведения исполнительного производства (делаются запросы в налоговые органы о банковских счетах должника, в регистрирующие органы - о недвижимости, о транспортных средствах; запросы в банк о движении денежных средств и т.п.); расходы на отправку корреспонденции.
За рассмотрение жалобы на судебного исполнителя взимается пошлина в размере 100 злотых (статья 25 Закона Республики Польша от 28.07.2005 "О судебных издержках по гражданским делам").
Приложение 1 <8>
--------------------------------
<8> http://ms.gov.pl/pl/ogloszenia/download,3985,6.html.
Pan
Leszek Malinowski
Komornik Sadowy
przy Sadzie Rejonowym w Radomiu
Kancelaria Komornicza w Radomiu
ul. Moniuszki 1
26 - 600 Radom
wierzyciel: APO Spolka z o.o.
z siedziba w Radomiu
26 - 600 Radom
ul. 3 Maja 12
dzialajacy przez adwokata Jana Malka
Kancelaria Adwokacka
26 - 600 Radom
ul. Zeromskiego 2
dluznik: Sebastian Rys
prowadzacy dzialalnose gospodarcza P.P.H.U.
WERA w Radomiu
ul. Polna 2
26 - 600 Radom
Wniosek o dokonanie dalszych czynnosci egzekucyjnych
W imieniu wierzyciela, powolujac sie na udzielone mi pelnomocnictwo, na podstawie zalaczonego do nin. wniosku wyroku Sadu Rejonowego w Radomiu z dnia 12 stycznia 2012 r., sygn. akt V GC 1850/11, zaopatrzonego w klauzule wykonalnosci, wnosze:
- o dokonanie dalszych czynnosci egzekucyjnych w celu wyegzekwowania nastepujacych kwot:
1. naleznose glowna - 22.275 zl,
2. odsetki od kwoty jak w tytule wykonawczym,
3. koszty procesu - 3531 zl,
4. koszty egzekucyjne, ktore powstana w niniejszym postepowaniu,
- o przyznanie wierzycielowi kosztow zastepstwa adwokackiego w niniejszym postepowaniu w kwocie 2400 zl.
Egzekucje nalezy przeprowadzie ze srodkow pienieznych uzyskanych z rachunku bankowego w prowadzonym przez tut. organ egzekucyjny postepowaniu zabezpieczajacym, w pozostalym zas zakresie z innych skladnikow majatkowych, w szczegolnosci z wierzytelnosci, rachunkow bankowych, pojazdow mechanicznych i maszyn, ktore posiada dluznik w miejscu zamieszkania oraz prowadzenia dzialalnosci gospodarczej.
Na podstawie art. 7971 k.p.c. zlecam komornikowi poszukiwanie majatku dluznika we wskazanym wyzej zakresie i przeprowadzenie egzekucji z ustalonego w ten sposob majatku.
Wyegzekwowane kwoty nalezy przekazac na rachunek wierzyciela: 49 1020 9342 9323 0003 8473 9098.
ADWOKAT
Jan Malek
podpis
W zalaczeniu:
- tytul wykonawczy
- pelnomocnictwo
Приложение 2 <9>
--------------------------------
<9> http://ms.gov.pl/pl/ogloszenia/download,3985,2.html.
Pan
Marek Andrzejewski
Komornik Sadowy przy Sadzie Rejonowym
Poznan - Stare Miasto w Poznaniu
Kancelaria Komornicza w Poznaniu
ul. 23 Lutego 17/8
61 - 745 Poznan
wierzyciel: Jan Kowalski
zamieszkaly w Poznaniu
ul. Sienkiewicza 20b/215
60 - 518 Poznan
dluznik: Jozef Kaczmarek
zamieszkaly w Poznaniu
ul. Mlynska 1b/41
61 - 745 Poznan
Wniosek o przeprowadzenie egzekucji
Zalaczajac tytul wykonawczy - prawomocny wyrok Sadu Okregowego w Poznaniu z dnia 9 grudnia 2011 r., sygn. akt IC 1002/2011, opatrzony klauzula wykonalnosci w dniu 3 stycznia 2012 r. - wnosze o wyegzekwowanie od dluznika kwoty 80000 zl wraz z zasadzonymi odsetkami, kosztami sadowymi i kosztami wydania wyroku z klauzula wykonalnosci i przeprowadzenie:
1. egzekucji z nieruchomosci gruntowej - niezabudowanej o powierzchni 600 kw.m polozonej w Zamyslowie przy ul. Spornej 6, w obszarze wlasciwosci Sadu Rejonowego Poznan - Stare Miasto w Poznaniu, bedacej wlasnoscia dluznika, wedlug przepisow o uproszczonej egzekucji z nieruchomosci;
2. wszystkich czynnosci w celu jej natychmiastowej sprzedazy, w tym dokonania zajecia, a nastepnie opisu i oszacowania.
Jan Kowalski
podpis
Полный текст
Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/
Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail