220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Электронные процедуры взыскания долгов в ЕС: полный гид


Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.

Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-25 лет

Электронные процедуры взыскания долгов в ЕС
Екатерина Фальковская, 19.08.2025

В Европе малые и средние предприятия постоянно сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями, которые, к сожалению, приводят к разорению. В условиях, когда компании уже испытывают давление высокой инфляции и экономического спада, крайне важно иметь уверенность в том, что они смогут получить оплату от своих клиентов, независимо от их местоположения.

Учитывая, что в Европе насчитывается 44 страны, каждая из которых имеет свой язык, законы, правила оплаты и обычаи, взыскание трансграничной задолженности может быть как долгим, так и сложным. Процедуры взыскания задолженности, как правило, значительно различаются в разных странах; они будут различаться, если задолженность возникает между резидентами двух стран, зарегистрированных членов Европейского союза, или если одна или обе страны не входят в ЕС.

Принимая во внимания эти сложности, компании нередко обращаются к стороннему коллекторскому агентству для управления процессом от своего имени. Благодаря наличию агентов-носителей языка на местах и опыту работы с трансграничными взысканиями, они часто могут быстро добиться результатов, в тех случаях, когда внутренние усилия не дают результата. 1

В данной статье мы рассмотрим несколько стратегий, связанных с использованием электронных процедур взыскания долгов, таких как EPPO, EAPO, e-CODEX, которые могут помочь компаниям в Европе в процессе взыскания задолженности.

Электронные процедуры взыскания долгов в ЕС, прежде всего, направлены на упрощение и ускорение процесса взыскания трансграничных долгов за счет использования современных информационных технологий. Основные цели включают:

  • Снижение затрат на взыскание долгов.
  • Ускорение процесса рассмотрения дел.
  • Обеспечение прозрачности и доступности информации.
  • Улучшение сотрудничества между судебными органами разных стран.

EPPO

Одной из таких электронных процедур взыскания долгов в ЕС является EPPO (European Public Prosecutor's Office) – это орган ЕС в сфере свободы, безопасности и правосудия, в компетенцию входит: расследование, преследование и привлечение к ответственности виновных и соучастников преступлений против финансовых интересов Союза. Она независима от национальных органов власти и институтов ЕС.

В конце 2024 года на рассмотрении Европейской прокуратуры (European Public Prosecutor’s Office, EPPO) находилось 2666 дел, связанных с мошенничеством, что на 38 % больше, чем в годом ранее.

Согласно последнему годовому отчёту ведомства, ущерб, нанесённый бюджету ЕС, составил 24,8 млрд евро. Это на 22,5 % больше, чем в 2023-м.

EPPO занимается расследованием и судебным преследованием за преступления, затрагивающих финансовые интересы Евросоюза, таких как нецелевое использование средств, отмывание денег, мошенничество с НДС и коррупция.

Более половины ущерба, оцениваемого в 13,15 млрд евро, связано с трансграничным мошенничеством с НДС.

Хотя EPPO – это прежде всего орган, расследующий и преследующий в судебном порядке преступления, которые наносят ущерб финансовым интересам ЕС. Её полномочия шире, чем просто уголовное преследование. В определённых ситуациях EPPO может заниматься и взысканием долгов. Это происходит через инициирование процедуры конфискации активов, полученных преступным путем. Конфискованные средства затем могут быть использованы для компенсации потерпевшим от этих преступлений.

Таким образом, EPPO не только наказывает преступников, но и стремится восстановить справедливость, возвращая жертвам хотя бы часть причинённого им ущерба за счёт имущества, добытого преступным путём. Это важный аспект деятельности EPPO, который позволяет не только преследовать преступников, но и частично возместить  потерпевшей стороне ущерб.

EAPO

Не менее важной электронной процедурой взыскания долгов в ЕС является EAPO (European Account Preservation Order). Оно представляет собой механизм, разработанный для облегчения и ускорения процесса временного замораживания средств на банковских счетах должников в других странах Европейского Союза.

Регламент (ЕС) № 655/2014 Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 года установил процедуру Европейского распоряжения о сохранении счетов для содействия взысканию трансграничной задолженности по гражданским и коммерческим делам (EAPO).

Целью Регламента (ЕС) № 655/2014   является содействие взысканию задолженности между странами Европейского Союза в гражданских и коммерческих делах. Этот нормативный акт устанавливает новую процедуру, позволяющую судебным органам одной страны ЕС замораживать средства, находящиеся на банковском счете должника в другой стране ЕС.

Ключевым моментом является то, что кредитор может получить EAPO, который блокирует средства, хранящиеся на банковских счетах должника в другой стране или странах ЕС.

Как можно получить EAPO?

Процедура может быть открыта до, во время или после судебного разбирательства. Компетентный суд обычно тот, который рассматривает дело. Если должник – потребитель, EAPO выдает суд страны его проживания.

Кредитор должен представить доказательства реального риска замораживания счета. Если EAPO запрашивается до судебного решения, нужны доказательства вероятного удовлетворения иска. Заявление подается с использованием специальной формы и необходимых документов.

Установлены короткие сроки для различных этапов процедуры (статья 18 регламента – 5-10 рабочих дней), в зависимости от наличия судебного решения. Кредитор может обжаловать отказ в выдаче EAPO, а должник не уведомляется о его реализации для обеспечения неожиданности. Если кредитор не знает о счете должника, он может запросить информацию в суд при определенных условиях.

Говоря о признании, исковой силе и защите ЕАPО стоит отметить:

ЕАPО, выданное в одной из стран ЕС в соответствии с регламентом, будет признано и подлежать исполнению в другой стране ЕС без какой-либо специальной процедуры или декларации о возможности принудительного исполнения.

На банк возлагается обязанность заявить с помощью специальной формы, привела ли ЕАPО к сохранению каких-либо средств должника.

Кредитор обязан потребовать освобождения от ареста денежных средств, превышающих сумму, указанную в ЕАPО.

Некоторые суммы могут быть освобождены от ареста в соответствии с законодательством страны принудительного исполнения, т.е. суммы, необходимые для обеспечения средств к существованию должника и его семьи.

Какие же гарантии предусмотрены для должника?

В противовес отсутствию предварительного слушания предусмотрены следующие меры защиты должника от неправомерного использования ЕАPО:

  • средства правовой защиты, в том числе право на обжалование, чтобы иметь возможность оспорить ЕАPО сразу после того, как должнику будет сообщено о блокировке его счетов; и
  • правила предоставления обеспечения кредитором –  для обеспечения возможности возмещения должнику ущерба, причиненного ЕАPО:
  • нормы об ответственности кредитора за ущерб, причиненный должнику ЕАPО вследствие ошибки кредитора.

Это упрощает и ускоряет процесс взыскания долгов, обеспечивая защиту интересов кредиторов в трансграничных случаях.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что EAPO является важным инструментом для обеспечения прав кредиторов и повышения эффективности трансграничного взыскания долгов в ЕС благодаря своим преимуществам:

  • Упрощение процесса замораживания средств в трансграничных спорах.
  • Снижение времени и затрат на процедуры взыскания долгов.
  • Защита интересов кредиторов в международных сделках.
  • Процедура является быстрой и происходит без уведомления должника (ex parte).
  • Этот «эффект неожиданности» останавливает должников от перемещения, сокрытия или траты денег.

Однако, стоит отметить, что Регламент не применяется в Дании. Это означает, что:

  • кредиторы, находящиеся в Дании, не могут подать заявлениена получение ЕАPО
  • вы не можете получить EAPOна счет в датском банке. 

e-CODEX и EU-LISA

Платформа e-CODEX – это ключевая инициатива ЕС, которая была создана на основе Регламента ЕС 2022/850. Она представляет собой компьютеризированную систему для трансграничного электронного обмена данными в области судебного сотрудничества по гражданским и уголовным делам.

Система e-CODEX обеспечивает безопасное и эффективное взаимодействие между национальными судебными системами государств-членов ЕС. Она позволяет пользователям – судебным органам, практикующим юристам и частным лицам – быстро и надежно отправлять и получать документы, юридические формы, доказательства и другую информацию в электронном виде.

Регламент устанавливает правовую основу для системы e-CODEX, охватывая следующие ключевые аспекты:

  • Определение, состав, функции и управление системой e-CODEX.
    • Обязанности Агентства Европейского Союза по оперативному управлению крупномасштабными IT-системами в области свободы, безопасности и правосудия (EU-LISA).
    • Ответственность Европейской комиссии, государств-членов ЕС и организаций, эксплуатирующих авторизованные точки доступа e-CODEX.
    • Вопросы, касающиеся безопасности системы e-CODEX.

Система e-CODEX включает в себя точки доступа e-CODEX, состоящие из функционально совместимых шлюзов для безопасного обмена информацией, а также API-соединителей для связи с другими ИТ-системами.

Какова же роль государств-членов и EU-LISA?

Государства-члены ЕС и Европейская комиссия несут ответственность за:

  • Авторизацию точек доступа e-CODEX в соответствии с законодательством ЕС и национальными нормами.
  • Ведение списка авторизованных точек доступа и цифровых стандартов.
  • Осуществление надзора за соответствием условий авторизации точек доступа.
  • Назначение корреспондентов e-CODEX для технической поддержки от EU-LISA.

EU-LISA обеспечивает безопасность программного обеспечения и стандартов, используемых точками доступа, а также будет способствовать разработке новых сценариев использования.

С 1 января 2023 года Консультативная группа e-CODEX оказывала экспертную помощь EU-LISA, включая мониторинг внедрения системы и разработку новых стандартов. Постоянный Совет по управлению программами e-CODEX будет консультировать по вопросам устойчивости системы и обеспечивать ее надлежащее управление.

К 2025 году Европейский Союз успешно завершил масштабную реорганизацию системы электронного правосудия e-CODEX, окончательно передав её под управление агентства EU-LISA. Этот стратегический переход, начатый в 2022 году, достиг своей завершающей стадии в 2024 году, создав единую централизованную платформу для трансграничного судебного взаимодействия.

С завершением организационной трансформации e-CODEX вступил в новую фазу своего развития как неотъемлемый элемент цифровой инфраструктуры Европейского Союза. Дальнейшая эволюция системы будет определяться:

  • Развитием технологий электронного правосудия;
  • Внедрением инновационных решений в области искусственного интеллекта;
  • Гармонизацией законодательных требований.

Рассмотрев ключевые электронные процедуры взыскания долгов на территории ЕС приведем пример из судебной практики:

7 ноября 2019 года Суд Европейского союза вынес первое решение по Регламенту 655/2014, устанавливающему Европейский порядок сохранения счетов (ЕАPО).

Основные факты дела были обоснованы в Окружном суде Софии.

Кредитор обратился в суд за взысканием задолженности. Одновременно кредитор решил обратиться в ЕАPО с просьбой наложить арест на банковские счета ответчиков в Швеции.

Судебный приказ об оплате не мог быть вручен должнику, поскольку его место жительства было неизвестно. В таких случаях болгарское законодательство предписывает должнику инициировать исковое производство по существу дела. Если кредитор не назначает производство, суд отменяет/отзывает судебный приказ. Софийский окружной суд уведомил об этом кредитора, настоятельно рекомендуя возбудить производство.

Одновременно Софийский окружной суд обратился к Председателю Софийского окружного суда с ходатайством о возбуждении отдельного производства. Председатель Софийского окружного суда счёл, что для целей Регламента ЕАPО нет необходимости возбуждать дополнительное производство. По мнению Председателя, судебный приказ, хотя и не подлежащий принудительному исполнению, представляет собой аутентичный документ в смысле Регламента ЕАPО. Софийский окружной суд посчитал, что судебный приказ должен быть подлежащим принудительному исполнению, чтобы считаться аутентичным документом.

Окружной суд Софии принял решение передать следующие вопросы на рассмотрение Суда Европейского союза:

  • Является ли судебный приказ по денежному требованию в соответствии со статьей 410 Гражданского процессуального кодекса Болгарии (ГПК), который еще не вступил в законную силу, подлинным документом в значении статьи 4(10) Регламента (ЕС) № 655/2014 Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 года?
  • Если судебный приказ в соответствии со статьей 410 ГПК не является подлинным документом, должно ли отдельное производство в соответствии со статьей 5(a) Регламента (ЕС) № 655/2014 Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 года быть инициировано путем подачи заявления вне рамок производства в соответствии со статьей 410 ГПК?
  • Если судебный приказ в соответствии со статьей 410 ГПК является подлинным документом, должен ли суд вынести свое решение в течение срока, установленного в статье 18(1) Регламента (ЕС) № 655/2014 Европейского парламента и Совета от 15 мая 2014 года, если положение национального законодательства гласит, что течение сроков приостанавливается во время судебных каникул?
  • Суд пришел к выводу, что для признания документа подлинным он должен быть принудительно исполнимым. Также было установлено, что возбуждение отдельного производства не требуется, если кредитор уже получил судебный приказ. Суд счёл, что судебные каникулы не являются «исключительными обстоятельствами», оправдывающими нарушение сроков.

Решение демонстрирует баланс между интересами истца и ответчика, обеспечивая эффективность ЕАPО и защиту прав ответчика. Суд в основном поддержал кредиторов, толкуя регламент в их пользу, но также учёл необходимость защиты ответчиков от возможных злоупотреблений.

Электронные процедуры взыскания долгов в ЕС продолжают эволюционировать, открывая новые горизонты. В будущем ожидается:

  • Расширение применения электронных процедур к новым типам требований и споров.
  • Улучшение функциональности и удобства использования цифровых платформ и инструментов.
  • Более глубокая интеграция между различными национальными и европейскими системами.
  • Увеличение осведомлённости и доверия к электронным процедурам среди граждан и бизнеса.

Электронные процедуры взыскания долгов в ЕС продолжают эволюционировать, открывая новые горизонты. В будущем ожидается:

  • Расширение применения электронных процедур к новым типам требований и споров.
  • Улучшение функциональности и удобства использования цифровых платформ и инструментов.
  • Более глубокая интеграция между различными национальными и европейскими системами.
  • Увеличение осведомлённости и доверия к электронным процедурам среди граждан и бизнеса.

С учётом различий в языках, культурах и законодательных системах взыскание долгов в Европе может быть непростой задачей. В этом контексте сотрудничество с европейским агентом по взысканию долгов может стать оптимальным решением. С правильным подходом компании могут успешно решать проблемы задолженности и обеспечивать свою финансовую стабильность в условиях экономической нестабильности.

Сергей Белявский

Директор юридической компании «Экономические споры», рекомендованный арбитр МАС при БелТПП, медиатор, более 10 лет стажа работы судьей экономического суда.

Екатерина Фальковская, практикант юридической компании «Экономические споры».


 Руководство 2023 года по взысканию долгов в Европе. Ричард Браун. Режим доступа: https://www.4dcontact.com/insights/2023-guide-to-collecting-a-debt-in-europe/. Дата доступа: 28.07.2025.

 Model Rules for the Procedure of the EPPO. Режим доступа: https://orbilu.uni.lu/bitstream/10993/42085/1/Model%20Rules%20and%20explanatory%20notes%20EN.pdf. Дата доступа: 29.07.2025.

 2024 Annual Report: EPPO leading the charge against EU fraud. Режим доступа: https://www.eppo.europa.eu/en/media/news/2024-annual-report-eppo-leading-charge-against-eu-fraud. Дата доступа: 29.07.2025.

 Нецелевое расходование средств и махинации с НДС: как в ЕС борются с мошенничеством? Режим доступа: https://ru.euronews.com/my-europe/2025/03/11/europe-in-motion-eu-frau. Дата доступа: 29.07.2025.

 Европейский приказ о сохранении счета для взыскания задолженности между странами ЕС. Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/EN/legal-content/summary/the-european-account-preservation-order-for-debt-recovery-between-eu-countries.html. Дата доступа: 30.07.2025.

 Европейский приказ о сохранении счетов. Режим доступа: https://e-justice.europa.eu/topics/taking-legal-action/european-judicial-atlas-civil-matters/european-account-preservation-order_en. Дата доступа: 01.08.2025.

 Project e-CODEX. Режим доступа: https://en.justiz.de/laender-bund-europa/europa/projekt_e_codex/index.php;jsessionid=ADD89DF4D004D8A4FC5F865434284096. Дата доступа: 01.08.2025.

 The CJEU renders its first decision on the EAPO Regulation – Case C-555/18. Режим доступа: https://conflictoflaws.net/2019/the-cjeu-renders-its-first-decision-on-the-eapo-regulation-case-c-555-18/. Дата доступа: 02.08.2025.

 

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Юридические услуги
Остались вопросы?

Юридические услуги цены Юридические услуги для ИП Юридические услуги Беларусь Юридические услуги Беларусь
Юристы РБ
ерип новМПСМТБанк
© 2025 Экономические споры
Юридические услуги для бизнеса
Политика конфиденциальности
Law firm.