ПРИ НЕСОХРАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ УЩЕРБ ПОДЛЕЖИТ ДОКАЗЫВАНИЮ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИСКЕ

Моя практика


ПРИ НЕСОХРАННОЙ ПЕРЕВОЗКЕ УЩЕРБ ПОДЛЕЖИТ ДОКАЗЫВАНИЮ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИСКЕ
С.Ч. Белявский, по состоянию на 20.04.2016

Аннотация

Одной из наиболее распространенных причин споров между перевозчиком и заказчиком перевозки является несохранная перевозка груза. По данной причине заказчик полагает, что он правомерно может удержать стоимость своего ущерба из стоимости фрахта. Вопросам оценки правомерности данной практики посвящена настоящая статья.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

При этом в соответствии со ст. 750 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом ч. 1 п. 2 ст. 750 ГК установлены случаи, когда перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа.

Следует отметить, что названные правомочия не являются нормами прямого действия, прямо освобождающими заказчика перевозки от необходимости оплаты несохранной перевозки. Данные требования подлежат доказыванию в судебном порядке в случае возникновения разногласий между перевозчиком и заказчиком перевозки.

Подтверждением этому является п. 3 ст. 750 ГК, из содержания которого следует, что перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Таким образом, до того как взыскать ущерб, у заказчика перевозки сохраняется обязанность оплатить фрахт, а одностороннее удержание заказчиком стоимости ущерба из стоимости фрахта без согласия на то перевозчика является неправомерным.

Заказчик должен предъявить самостоятельный иск о взыскании стоимости ущерба с уплатой государственной пошлины, в рамках которого суд и выяснит все обстоятельства спора. Поскольку суд не может выходить за пределы предмета доказывания, подобные вопросы не могут подлежать доказыванию по искам о взыскании стоимости фрахта.

Полный текст