220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Ответственность перевозчика по кдпг


Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.

Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет

Лимит ответственности по кдпг за несохранную перевозку
06.09.2013

Договор международной перевозки имеет свои особенности. Начать хотя бы с того, что правовой основой его регулирования выступает Конвенция Организации Объединенных Наций "О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)" (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее - КДПГ). Основаниями для осуществления международной перевозки являются заявка заказчика перевозки и соответствующий договор, заключенный с ним, CMR-накладная.

Заполняя CMR-накладную и подписывая заявку на перевозку, не всегда стороны обращают внимание на такой важный пункт, как декларация о стоимости груза. И, как показывает судебная практика, последствием этого является риск возникновения убытков при несохранной перевозке.

Несведущие заказчики перевозки не придают значения данному разделу: зачем, если стоимость груза и так указывается в прилагаемых к накладной документах? Перевозчики же не разъясняют заказчикам цель указания данной стоимости, преследуя свой личный интерес - уйти от ответственности в случае утраты груза.

Согласно статье 23 КДПГ, когда согласно постановлениям КДПГ транспортер обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза, размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки, или (при отсутствии таковой) на основании текущей рыночной цены, или же (при отсутствии и той, и другой) на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.

Казалось бы, все просто и понятно. Вместе с тем пункты 3 и 5 статьи 23 КДПГ содержат важную оговорку. В частности, в соответствии с ней размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы за 1 кг недостающего веса брутто. Более значительное по своему размеру возмещение может быть истребовано с транспортера только в том случае, если в соответствии со статьями 24 и 26 КДПГ была заполнена декларация о стоимости груза или декларация о дополнительной ценности груза.

Расчетной единицей, указанной в КДПГ, является единица специальных прав заимствования, соответствующая определению Международного валютного фонда. Сумма в специальных правах заимствования переводится в национальную валюту государства, суд которого рассматривает данное дело, на основе стоимости этой валюты в день вынесения решения или в день, устанавливаемый сторонами по договоренности.

В частности, на 15.07.2013 Национальным банком Республики Беларусь установлен курс 13246,23 бел.руб. за 1 СДР. Таким образом, размер возмещения согласно приведенным выше нормам за утраченный (поврежденный) груз при отсутствии указания его объявленной стоимости в CMR-накладной составит 110341,1 бел.руб. за 1 килограмм груза. Компенсирует ли данная сумма стоимость дорогостоящего груза, который мало весит, например оргтехники, мебели и т.п.? Безусловно, нет.

Резонно утверждение, что принятие к перевозке груза с объявленной стоимостью возлагает большую ответственность, а соответственно и большие риски на перевозчика. Указанное обстоятельство дает основания перевозчику требовать большей суммы оплаты за перевозку. Подтверждением тому является содержание статей 24 и 25 КДПГ, согласно которым отправитель может декларировать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23 КДПГ, и в таком случае декларированная сумма заменяет этот предел. Отправитель может также установить, внеся соответствующее указание в накладную, при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате сумму, соответствующую дополнительной ценности груза, на случай потери или повреждения груза, а также недоставления груза в определенный договором срок. В случае декларирования дополнительной ценности груза может быть истребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23 - 25, и в пределах суммы декларированной дополнительной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.

Как показывает судебная практика, отказ от данного права заказчиком перевозки часто обходится последнему дорого. Как говорят, скупой платит дважды. Не спасет в такой ситуации даже наличие договора страхования ответственности перевозчика.

Полный текст

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Юридические услуги
Остались вопросы?