- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Строительные споры
- Проектные споры
- Корпоративное право
- Арендные споры
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Налоговые споры
- Таможенные споры
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Корпоративное обучение
- Иск за 10 минут
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Строительные споры
- Проектные споры
- Корпоративное право
- Арендные споры
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Налоговые споры
- Таможенные споры
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Корпоративное обучение
- Иск за 10 минут
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
Скоропортящийся груз
Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.
Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет
К перевозке скоропортящихся грузов применяются некоторые льготные режимы. Они способствуют быстрейшему передвижению груза до грузополучателя.
Так, сокращено время для прохождения ТС со скоропортящимся грузом таможенных процедур на границе. При перевозке по территории РБ на транспортные средства со скоропортящимся грузом не распространяется ограничения нагрузки на ось и движение в светлое время суток. Это безусловно сокращает время доставки груза в пункт назначения.
Декларирование груза как скоропортящегося происходит путем указания об этом в CMR-накладной. Грузоотправитель должен указать в ТТНили в накладной"CMR" на скоропортящийся груз фактическую температуру груза перед погрузкой и предельную продолжительность его автомобильной перевозки.
Согласно законодательству Республики Беларусь скоропортящиеся грузы - это грузы, для сохранности которых при автомобильной перевозке требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов (п.5 Правил автомобильных перевозок грузов). А порядок перевозки и оформления скоропортящихся грузов регулируются п. 180, 181, 182 Правил.
Транспортная инспекция Минтранса, осуществляя правомочия по контролю за выполнение перевозчиками ограничений в передвижении загруженных ТС по автомобильным дорогам, могут исходить из полноты доказательств того, что груз является скоропортящимся.
Так, в качестве действительности заявленного характера груза как скоропортящегося транспортной инспекцией и судами принимаются следующие доказательства:
1) скоропортящийся груз должен быть назван таковым во всех экземплярах CMR-накладной,
2) перевозчик должен иметь документальное подтверждение соблюдения температурного режима,
3) требуются доказательства прохождения ТС санитарно-гигиенических процедур (актов обработки фургона),
4) необходим сертификат соответствия качества от грузоотправителя.
Данный перечень не является исчерпывающим. Суды оценивают имеющиеся доказательства с точки зрения их достаточности.
В противном случае, транспортная инспекция на основе данных о прохождении контролируемых участков дорог грузовиками может взыскать с перевозчиков значительную плату за несоблюдение ограничений по передвижению по автомобильным дорогам Республики Беларусь.
Недавняя практика обжалования требования транспортной инспекции в Судебной коллегии Верховного Суда по экономическим делам (далее – СКЭД) подтверждает данный вывод.
Пример.
Решением экономического суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, иск государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее - транспортная инспекция, истец) к ООО «Перевозчик» о взыскании платы за проезд был удовлетворен.
ООО «Перевозчик» обратилось в СКЭД с кассационной жалобой. В обоснование жалобы перевозчик указал, что временные ограничения на передвижение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств не распространяются на транспортные средства, осуществляющие перевозки грузов в специализированных грузовых транспортных средствах с изотермическим кузовом (изотермических фургонах, рефрижераторах и цистернах), для сохранности которых требуется соблюдение специального температурного и санитарно-гигиенического режимов. В данном случае груз (яблоки свежие) перевозился ответчиком в рефрижераторе с соблюдением указанного заказчиком перевозки температурного режима (3-4 градуса), что подтверждается термограммой.
СКЭД указала, что нормы о нераспространении временных ограничений передвижения на ТС, перевозящие скоропортящиеся грузы, следует применять в совокупности с п. 5 Правил автомобильных перевозок грузов. Согласно ему скоропортящиеся грузы - это перевозимые с соблюдением температурного и санитарно-гигиенического режимов. При этом указанная норма требует соблюдения как температурного, так и санитарно-гигиенического режимов, а в силу п. 2 Правил санитарно-гигиенический режим автомобильных перевозок и хранения пищевых и скоропортящихся грузов, включая сроки их реализации, устанавливается, кроме самих Правил, соответствующими нормативными правовыми актами.
Для соблюдения санитарно-гигиенического режима перевозчик должен был следовать требованиям п. 180, 181, 182 Правил, а также специальных правовых норм, регулирующих вопросы торгового оборота скоропортящейся пищевой продукции.
Доказательств соблюдения указанных норм ответчиком в ходе судебного процесса в судах первой и апелляционной инстанций не представлено. В частности, перевозчиком не представлены: отметка о санитарной обработке кузова, лист контрольных проверок температуры, сертификат соответствия качества непосредственно от грузоотправителя.
Кроме того, в представленной ответчиком копии первого экземпляра CMR-накладной имеется отметка о том, что груз является скоропортящимся, в то время как в копии первого экземпляра накладной, представленной водителем при проверке на стационарном посту весогабаритного контроля, такая отметка отсутствует.1
Как видим, скоропортящийся груз имеет право заявит только грузоотправитель. Международным и национальным законодательством перечень скоропортящихся грузов не установлен.
Желая ускорить прохождение таможенных процедур на границе перевозчик может просить грузоотправителя сделать соответствующую отметку в CMR-накладной. Однако, при этом он должен знать какие еще сопутствующие сведения должны указываться во всех экземплярах накладной. И иметь документы о соблюдении температурного и санитарно-гигиенического режима, относящегося непосредственно к транспортному средству перевозчика.
Белявский С.Ч.
Директор юридической компании «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда
Полещук В.Н., юрист юридической компании «Экономические споры»
1 Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 20.12.2023 по делу № 156ЭИП23788/А/К. Режим доступа: https://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/a3918c872d3742b2.html
Дата доступа: 13.02.2024.
Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/
Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail