г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202

Наша практика


НОВШЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ В ПОРЯДКЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ
по состоянию на 25.02.2010

Аннотация

С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК). НК собрал воедино все ранее действовавшие нормы налогового законодательства и стал единым документом, регламентирующим порядок уплаты платежей в бюджет. Следует обратить внимание на весьма важное изменение, касающееся порядка подтверждения уплаты государственной пошлины со счета плательщика.

Так, ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 10.01.1992 N 1394-XII "О государственной пошлине" (далее - Закон N 1394-XII) было установлено, что факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения с отметкой плательщика на оборотной стороне платежного поручения "Исполнено" с указанием суммы прописью. Указанная отметка заверялась подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера банка или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скреплялась оттиском печати банка с проставлением даты исполнения платежного поручения. С 1 января 2010 г. Закон N 1394-XII утратил свою силу в связи с вступлением в силу Особенной части НК. При этом порядок и сроки уплаты государственной пошлины регламентированы статьей 251 НК. В соответствии со ст. 251 НК факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежного поручения с отметкой банка о его исполнении. Таким образом, в НК исключена норма, обязывающая плательщика учинять отметку на оборотной стороне дополнительного экземпляра платежного поручения "Исполнено" с указанием суммы прописью и заверением ее печатью банка и двумя подписями.

В практике реализации новых положений порядка подтверждения уплаты государственной пошлины хозяйственные суды столкнулись с двумя проблемами, одна из которых довольно существенна.

Так, в настоящее время широкое распространение получили расчетные операции, проводимые с использованием автоматизированной банковской системы "Клиент - банк", руководящий документ о которой утвержден постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 16.07.2002 N 231 "Об утверждении РД РБ 07040.7401-2002 "Автоматизированная банковская система. Система "Клиент - банк". Общие требования". Платежные документы в указанной системе изготавливаются в форме электронного документа, содержащего электронную цифровую подпись как клиента, так и исполнителя со стороны банка, а также отметку банка о выполнении поручения клиента и перечислении денежных средств с его счета бенефициару.

Имеют место случаи, когда истцы представляют в хозяйственный суд документ, распечатанный в системе "Клиент - банк" и содержащий электронные цифровые подписи плательщика и исполнителя. Возникает вопрос: являются ли данные документы надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины?

Для ответа на данный вопрос следует обратиться к содержанию ряда правовых актов.

 

Полный текст

Закажите бесплатный звонок и наши специалисты проконсультируют Вас по любым правовым вопросам, касающимся Вашего бизнеса