ДОСУДЕБНЫЙ (ПРЕТЕНЗИОННЫЙ) ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Моя практика


ДОСУДЕБНЫЙ (ПРЕТЕНЗИОННЫЙ) ПОРЯДОК УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
С.Ч. Белявский, по состоянию на 27.01.2012

Аннотация

Под претензионным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов между сторонами в обязательстве или при исполнении норм законодательства с применением претензии до передачи дела на рассмотрение в хозяйственный (третейский) суд.

Предъявление претензии является последним шагом кредитора, направленным на защиту своих интересов, непосредственное урегулирование спора с должником и понуждение его к исполнению обязательства во внесудебном порядке. Если и претензионный порядок не привел к результату, у кредитора остается один выход - обращение с требованием в судебном порядке.

Кроме того, направление претензии позволяет приостановить течение срока исковой давности. В соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) при предъявлении претензии течение срока исковой давности приостанавливается со дня направления претензии до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором. Со дня получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором, течение срока исковой давности продолжается. Оставшаяся часть срока удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, - до срока давности.

В соответствии со статьей 10 ГК до обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором.

Полный текст