- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юрист по аренде
- Корпоративное право
- Юрист по строительству
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Юрист по налогам
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Онлайн - консультация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юрист по аренде
- Корпоративное право
- Юрист по строительству
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Юрист по налогам
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Онлайн - консультация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
Ответственность за нарушение прав ИС в договоре с издателем
Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет
Договор с издателем для автора кажется шагом к монетизации его произведения, однако любая ошибка с чужими материалами – неочищенной фотографией, фрагментом текста, музыкой в трейлере – превращается в риск судебного спора и крупной компенсации. В белорусском праве действует жесткая модель защиты исключительных прав: правообладатель может требовать, как возмещения убытков, так и специальной компенсации без доказывания размера вреда. Если в договоре с издателем не прописать четкие гарантии, распределение ответственности и порядок защиты от претензий, автор рискует отвечать не только своими роялти, но и всем имуществом.
Что такое договор с издателем и как он связан с нарушением прав ИС?
Договор с издателем в белорусской практике – это, по сути, договор о передаче или предоставлении исключительных прав на произведение: текст, музыку, игру, иллюстрации, аудиовизуальный контент. В Законе Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» прямо закреплено, что автором признается физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, а исключительное право дает правообладателю возможность использовать произведение любым не запрещенным законом способом и разрешать такое использование другим лицам.
Интеллектуальная собственность в национальной системе права – это совокупность результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, охраняемых законом. Глава 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) относит к объектам интеллектуальной собственности произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, фонограммы, товарные знаки и другие объекты, которым предоставляется правовая охрана.
То есть договор с издателем всегда опирается на уже существующие или создаваемые права интеллектуальной собственности. Если автор использует чужие материалы без достаточных прав, он нарушает исключительные права третьих лиц. Тогда возникает двойная плоскость ответственности: перед правообладателем – как нарушителя авторских прав, и перед издателем – как стороны, нарушившей договорные гарантии об оригинальности и «чистоте» прав.
Почему авторские гарантии об оригинальности так важны?
Гарантии (warranties) в договоре с издателем – это заверения автора о фактах, которые имеют ключевое значение для сделки. По белорусскому праву именно автор первоначально обладает исключительным правом на созданное им произведение (если оно создано не в рамках служебного задания, где действует специальный режим).
Поэтому в договоре с издателем почти всегда появляются формулировки о том, что:
- произведение создано творческим трудом автора;
- автор обладает правом распоряжаться произведением;
- использование произведения издателем не нарушит прав третьих лиц.
Эти заверения опираются на нормы Закона № 262-З, который закрепляет исключительное право автора на использование произведения и возможность передавать это право по договору другим лицам. Если позже выясняется, что часть текста – плагиат, иллюстрации куплены по лицензии, не позволяющей коммерческое использование, или саундтрек содержит несогласованные семплы, правообладатель вправе требовать защиты своих прав в соответствии со статьями 55–56 Закона № 262-З и статьей 990 ГК, регулирующей специальные способы защиты исключительных прав.
Для издателя эти гарантии – юридический фундамент: он инвестирует в выпуск, маркетинг и дистрибуцию, полагаясь на то, что автор «продал» ему права без скрытых дефектов.
Как распределяется ответственность между автором и издателем перед третьими лицами?
Классическая схема ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности строится на сочетании общих норм гражданского права и специальных норм законодательства об авторском праве.
Во-первых, статья 14 ГК закрепляет общее правило о полном возмещении убытков лицом, нарушившим чужое право, если законом или договором не предусмотрено иное. Убытки включают реальный ущерб и упущенную выгоду.
Во-вторых, статьи 55–56 Закона № 262-З предоставляют правообладателю выбор: либо требовать возмещения убытков, либо заявлять требование о компенсации в твердой сумме, размер которой определяется судом в пределах, установленных законом (от минимального до максимального количества базовых величин).
В-третьих, по общему правилу пункта 3 статьи 990 ГК ответственности за нарушение исключительного права подлежит именно лицо, виновное в нарушении; при совместных действиях возможна солидарная ответственность.
На практике это означает следующее. Если автор включил в рукопись неочищенные фрагменты чужих произведений, а издатель их распространил, правообладатель может предъявить иск как к автору, так и к издателю. Суд, руководствуясь общими нормами о возмещении вреда и специальными нормами об интеллектуальной собственности, вправе возложить ответственность солидарно, если оба участника не проявили должной осмотрительности.
Поэтому грамотный договор с издателем всегда содержит встречные обязательства сторон: автор гарантирует оригинальность и законность использования всех включенных элементов, а издатель обязуется проверять соблюдение прав, не изменять произведение таким образом, который сам по себе может нарушить права третьих лиц (например, использовать чужие изображения в обложке без лицензии).
Как белорусские суды применяют компенсацию за нарушение авторских прав?
Судебная практика Республики Беларусь по авторскому праву демонстрирует, что суды готовы защищать правообладателей достаточно жестко, но при этом внимательно оценивают добросовестность участников и реальный характер нарушения.
В ряде дел правообладатели заявляли компенсацию по статье 56 Закона № 262-З в максимально возможном размере, ссылаясь на многократные нарушения при использовании произведений в коммерческой деятельности. Суды уменьшали заявленную сумму, указывая, что требование не должно превращаться в злоупотребление правом, а компенсация должна соотноситься с характером и длительностью нарушения.
В одном из рассмотренных Верховным Судом дел спор касался воспроизведения и распространения произведения без согласия автора в коммерческих целях. Суд указал, что правообладатель вправе требовать компенсацию независимо от доказывания размера фактического ущерба, но оценка суммы должна учитывать объем использования произведения, масштаб аудитории и степень вины нарушителя.
Эти дела показывают важный вывод для автора и издателя: даже при наличии договорных оговорок о распределении ответственности суд будет оценивать, кто фактически контролировал выпуск и распространение, кто принимал решения о включении спорных элементов и, кто получал экономическую выгоду от нарушения. В зависимости от этого возможно, как возложение ответственности в полном объеме на автора, так и раздел ее между автором и издателем.
Можно ли ограничить ответственность автора только размером роялти?
На уровне договорных отношений стороны вправе устанавливать пределы ответственности. Гражданский кодекс допускает согласованные сторонами ограничения, если они не противоречат императивным нормам и не снимают ответственность за умышленное нарушение. Однако такие оговорки действуют только во взаимоотношениях автора и издателя и не связывают третьих лиц.
Если в договоре с издателем прописано, что ответственность автора за нарушения прав третьих лиц ограничивается суммой полученного роялти, это означает, что при предъявлении регрессного требования издателем к автору он не сможет взыскать больше, чем предусмотрено договором (если суд не признает такое условие ничтожным как противоречащее сути обязательства). Но правообладатель, который не участвовал в заключении этого договора, не связан подобным пределом и вправе требовать полную компенсацию в порядке, установленном статьей 56 Закона № 262-З.
В реальной практике белорусских судов по спорам о нарушении авторских прав судами подчеркивается, что договорное распределение рисков между участниками рынка не может ущемлять права третьих лиц и ограничивать предусмотренные законом способы защиты исключительных прав.
Практический вывод: ограничивать ответственность автора только размером роялти можно лишь как внутреннее правило между автором и издателем. Для защиты от внешних претензий нужны дополнительные инструменты – страхование профессиональной ответственности и продуманная система взаимных гарантий и возмещения.
Что такое E&O-страхование?
Страхование «errors and omissions» (ошибок и упущений, E&O) – это вид страхования профессиональной ответственности, при котором страховщик покрывает расходы на защиту и компенсации по претензиям, связанным с нарушением прав третьих лиц по причине ошибок, недосмотра или недостаточной проверки прав. В сфере издательских договоров это, прежде всего, риски нарушения авторских и смежных прав, использования торговых марок, изображений людей без согласия.
Белорусское законодательство прямо не обязывает автора или издателя заключать договор E&O-страхования, но не ограничивает их право предусмотреть такую обязанность в договоре с издателем. На практике распространены две модели. Первая – страхуется сам издатель на общую сумму, а договором предусматривается обязанность автора содействовать страховщику и своевременно уведомлять о претензиях. Вторая – автор обязуется иметь действующий полис E&O, включающий использование произведения издателем, а издатель получает право требовать подтверждение наличия полиса и контролировать его продление.
Вопрос, кто оплачивает E&O, решается исключительно договором. Если издатель принимает на себя основные риски дистрибуции, логично включить страховую премию в его расходы, но при этом предусмотреть в договоре право регресса к автору в случае умышленных нарушений или грубой неосторожности.
Как учитывать цепочку прав: иллюстраторы, композиторы, соавторы?
Во многих проектах над произведением работает не один автор. Иллюстраторы рисуют обложки, композиторы создают музыку, переводчики готовят версии на других языках, разработчики дополняют игровой контент. С точки зрения закона все они могут быть авторами или обладателями смежных прав, а их отношения с основным автором и издателем выстраиваются через отдельные договоры.
Белорусское законодательство исходит из того, что распоряжаться может только обладатель исключительных прав. Если автор передает издателю «полный пакет», но не имеет должным образом оформленных договоров с иллюстраторами или композиторами, именно он нарушает «цепочку прав». Тогда издатель, оказавшийся ответчиком по иску, вправе предъявить регрессные требования к автору, ссылаясь на нарушение гарантий.
Суды при рассмотрении подобных споров анализируют, у кого на самом деле возникли права на объект, оформлены ли договоры с соавторами, исполнителями и иными участниками, насколько прозрачно в этих договорах описан объем передаваемых прав. В отдельных делах, где договоры с третьими лицами отсутствовали или были явно формальными, суды возлагали ответственность на заказчика, который вывел объект на рынок, не обеспечив правовую «чистоту» проекта.
Практическая рекомендация: как минимизировать риски автора и издателя?
Для автора и издателя ключевая задача – выстроить договор так, чтобы ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности была предсказуемой и управляемой. По сути, речь идет о сочетании четырех элементов.
Во-первых, четкие гарантии со стороны автора об оригинальности произведения и праве распоряжаться всеми его элементами, подкрепленные документами по всей цепочке прав.
Во-вторых, прозрачная модель взаимного возмещения: автор отвечает за исходный контент и права третьих лиц, издатель – за собственные маркетинговые и технические решения (обложки, трейлеры, рекламные кампании), а также за соблюдение территориальных и лицензионных ограничений.
В-третьих, договорное распределение рисков через пределы ответственности и страхование: автор может ограничить свою ответственность размером роялти во внутренних отношениях, но при этом стороны договариваются о полисе E&O, покрывающем внешние претензии.
В-четвертых, детальная процедура реагирования на претензии: срок уведомления, порядок предоставления информации, право издателя вести защиту и обязанность автора не предпринимать действий, ухудшающих его позицию в споре.
Как мы можем помочь авторам и издателям
Споры о нарушении прав интеллектуальной собственности по издательским договорам требуют сочетания контрактного и процессуального опыта. Юридическая компания «Экономические споры» много лет сопровождает проекты в сфере авторского права, лицензирования и издательских договоров, представляя интересы как авторов, так и издателей. У наших юристов 15–25 лет профессионального стажа, они регулярно выступают на профильных конференциях и отмечены отраслевыми наградами.
Руководитель компании Сергей Белявский проработал 20 лет в системе экономических судов Республики Беларусь, из них 10 лет – в должности судьи. Сегодня он является рекомендованным арбитром Международного арбитражного суда при БелТПП и арбитром других международных арбитражей, автором 5 книг и более 1500 публикаций по вопросам судебной и арбитражной практики.
Команда свободно владеет английским и польским языками и опирается на широкую международную партнерскую сеть более чем в 160 странах мира – от Испании до Китая и Монголии, от США до ЮАР. Отдельное преимущество для международных проектов – собственный банковский счет в PKO Bank Polski, который упрощает расчеты с зарубежными клиентами и партнерами.
За годы работы мы помогли более чем 2000 клиентам, вернув или сэкономив для них свыше 1,9 млрд белорусских рублей, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы на нашем сайте. Если вам нужна помощь в подготовке или проверке договора с издателем, распределении ответственности за нарушения прав интеллектуальной собственности или защите в уже возникшем споре, оставьте заявку на консультацию на нашем сайте, и мы подберем для вас практическое решение с учетом белорусской и международной практики.
Наши эксперты
Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail









