220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Споры из перевозки и транспортной экспедиции


Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет

Споры, вытекающие из перевозки и транспортной экспедиции: что важно знать сегодня бизнесу?

Перевозка грузов и транспортная экспедиция — неотъемлемая часть современной экономики, соединяющая производителей, продавцов и потребителей. Но именно здесь, на стыке интересов всех участников, максимально выражены риски споров, затрагивающих миллионы рублей, сроки реализации контрактов, международную репутацию компаний. Как защитить свои права и минимизировать возможные убытки? Почему подобные конфликты требуют особого профессионализма со стороны юристов?

Что такое споры из перевозки и транспортной экспедиции?

Под спорами из перевозки обычно понимаются конфликты, возникающие между грузоотправителем, перевозчиком, грузополучателем, а также иными участниками транспортного процесса в связи с нарушением условий договора перевозки груза. Это могут быть требования о взыскании убытков за утрату или повреждение груза, споры по оплате транспортных услуг, вопросы ответственности сторон за несвоевременную доставку или неправильное оформление документов.

Транспортная экспедиция — это комплексная услуга, включающая организацию доставки груза, оформление документов, взаимодействие с контрагентами, а также юридическое и информационное сопровождение. В договорах транспортной экспедиции нередко участвуют сразу несколько сторон, что увеличивает вероятность споров на каждом этапе логистической цепочки.

Оба вида правоотношений детально регламентированы как национальным законодательством — в частности, Гражданским кодексом Республики Беларусь, так и международными актами, в том числе Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, CMR Convention).

Как регулируются споры: что говорит закон?

Белорусское законодательство на ряду с международными нормами, применяемыми к международным перевозкам, формирует базу для урегулирования претензий и судебных споров между участниками перевозочного процесса. К числу ключевых документов относятся:

  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • КДПГ (CMR Convention)— регулирует отношения по международным автомобильным перевозкам;
  • Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности»— определяет правовую основу оказания транспортно-экспедиционных услуг;
  • Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках"
  • Устав автомобильного транспорта Республики Беларусь;
  • Хозяйственно-процессуальный кодекс— процедурные вопросы предъявления иска, защиты интересов в суде.

Так, согласно статье 751 ГК, предъявление претензии перевозчику обязательно, если законом или договором не установлено иное, а иск о взыскании убытков может быть подан только после частичного или полного отказа транспортной компании удовлетворить досудебную претензию либо ее игнорирования в течение 30 дней с момента получения.

Особое внимание уделяется статье 31 КДПГ: она определяет, в суд какого государства может быть подан иск по спору, связанному с международной перевозкой — как правило, по месту нахождения ответчика, месту принятия груза или его сдачи.

Следует помнить и о сроках исковой давности: основное правило — 1 год со дня, определяемого в соответствии с законом или договором, но при наличии умысла или злонамеренных действий со стороны перевозчика, этот срок продлевается до 3 лет (ст. 32 КДПГ).

Как определяется ответственность сторон?

Ответственность перевозчика в спорах из перевозки строится по принципу риска: перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза с момента его приема до передачи грузополучателю, если не докажет, что утрата произошла в силу непреодолимой силы либо в результате нарушения инструкции со стороны заказчика. Это закрепляется в статье 17 КДПГ и статье 750 ГК.

В то же время перевозчик вправе ссылаться на особые риски, связанные, например, с погрузкой и размещением, если такие обязательства лежали на грузоотправителе и недостатки были очевидны или отмечены при приемке груза. Однако, если перевозчик не сделал соответствующих отметок в CMR-накладной, он не сможет впоследствии защитить себя в суде, ссылаясь на «плохую упаковку» или ошибки погрузки отправителем.

Закон разрешает взыскивать только убытки, непосредственно связанные с перевозкой: плату за перевозку, таможенные сборы и пошлины. Иное возмещению не подлежит (п. 4 ст. 23 КДПГ).

Интересно, что, согласно судебной практике — если перевозчик исполняет поручение экспедитора или организатора перевозки, но при этом ошибается сам либо допускает халатность, даже в отсутствие прямых указаний клиента ответственность не снимается. Исключения — вред, вызванный четкими и обязательными для перевозчика распоряжениями заказчика, но и это важно доказать в суде документально.

Как разрешаются споры? Порядок, сроки, доказательства

Юридическая процедура разрешения споров из перевозки и транспортной экспедиции в Беларуси включает ряд обязательных этапов и процессуальных нюансов. Как правило, спор начинается с подачи претензии перевозчику либо экспедитору: перечисляются суть нарушения, убытки, прикладываются доказательства (акты о повреждении, фотодокументация, документы из транспортного портала, переписка).

Закон не требует обязательного досудебного порядка в международных перевозках по КДПГ — истец вправе сразу идти в суд (п. 17 постановления Пленума ВС №9). Но если спор касается внутренних перевозок, то досудебная претензия обязательна (ст. 751 ГК).

Пропуск срока исковой давности (как правило, 1 год, а по умышленным делам — 3 года) дает перевозчику или иной стороне возможность заявить ходатайство о пропуске срока, и тогда даже обоснованный иск может быть оставлен судом без удовлетворения.

Важными доказательствами по делу выступают:

  • транспортные документы (CMR-накладные, ТТН, акты приемки-передачи);
  • протоколы расхождений, подписанные с участием представителей сторон;
  • переписка (включая электронную), признание долга;
  • экспертные заключения по техническому состоянию груза, транспортного средства;
  • документы, подтверждающие понесённые расходы (инвойсы, платёжные поручения).

Все обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности, должны быть доказаны именно перевозчиком — суды строго придерживаются принципа распределения бремени доказывания.

Каковы ключевые особенности разрешения международных споров?

В международных перевозках действует особый режим юрисдикции споров, принятый в рамках КДПГ: стороны могут выбрать из перечня допустимых стран суд, в который подается иск требований (например, по месту головного офиса перевозчика, месту передачи или сдачи груза). Но просто так обратиться в чужой суд не получится — альтернативные форумы допустимы только при наличии арбитражного соглашения.

Существенным отличием является и то, что для приостановления срока исковой давности КДПГ не устанавливает точных сроков рассмотрения претензии перевозчиком, а применимым становится национальное право.

Также в Беларуси допускается предъявление исков одновременно к перевозчику и страховщику, если их ответственность вытекает из разных правовых оснований, а наличие договора страхования не освобождает перевозчика от исполнения базовых обязательств.

Если груз перевозился транзитом и задержан государственными органами (например, таможней), суд оценивает причины обстоятельно. Если вина перевозчика отсутствует, убытки и штрафы могут быть невзыскиваемы, однако доказывание здесь тоже зачастую спорно и требует участия квалифицированного юриста.

Как минимизировать риски споров? Практическая рекомендация

Наиболее эффективной стратегией защиты интересов сторон в перевозочном процессе является соблюдение следующих рекомендаций: тщательно фиксируйте все условия договора на бумаге и в электронных переписках, сохраняйте оригиналы и копии всех транспортных, складских и сопроводительных документов. При любом обнаружении несоответствий сразу готовьте акты повреждений и фиксируйте участие представителя противоположной стороны при составлении документации.

Если вы выступаете заказчиком, обязательно оговаривайте порядок страхования груза и ответственности перевозчика за его сохранность на каждом этапе маршрута. Если же вы перевозчик, никогда не принимайте к перевозке груз с явными недостатками упаковки без соответствующих оговорок в документах.

Малоизвестный факт в спорах из перевозки и транспортной экспедиции

Многие участники перевозочного процесса не знают, что по КДПГ в качестве доказательства перерыва течения срока исковой давности (например, по взысканию задолженности за перевозку) может быть признана даже обычная электронная переписка между представителем перевозчика и клиентом, в которой последним признается долг или факт оказания услуги, — этот инструмент активно применяется на практике для восстановления сроков обращения в суд.

Достоинства обращения в ООО «Экономические споры»

Комплексное сопровождение споров в сфере перевозки грузов, транспортной экспедиции и международной логистики — компетенция, в которой команда ООО «Экономические споры» работает более 5 лет. Мы — не просто юридическая фирма с внушительным портфелем судебных побед и собранными отзывами, а практики, способные быстро разобраться даже в самой запутанной ситуации. Наши юристы обладают профессиональным стажем от 15 до 25 лет, многие из них являются номинантами профессиональных премий и постоянными спикерами профильных конференций и форумов.

Наши офисы работают в Минске (ул. Кульман, 11) и Гродно (ул. Калючинская, 23), мы свободно общаемся на русском, английском и польском языке, имеем разветвлённую партнерскую сеть в 40+ стран мира, включая Европу, Китай, Монголию, США, ЮАР. Доверие нам оказали более 1500 клиентов, которым мы вернули и сэкономили свыше 1,7 млрд рублей. Более 100 благодарственных отзывов показывают качество сопровождения на каждом этапе.

Мы используем современные финансовые инструменты для работы с зарубежными клиентами: открыт счёт в PKO Bank Polski (Польша), что ускоряет и упрощает расчёты.

Если вам нужна консультация, досудебное или судебное сопровождение спора из перевозки или транспортной экспедиции — оставьте заявку на нашем сайте. Даже самая сложная задача станет решаемой, когда за дело берутся профессионалы.

Юридические услуги
Остались вопросы?

Law firm.