220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Исполнительное производство в РБ: изменения с 01.01.2026


Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет

Принудительное исполнение существенно не изменится

Ожидаются изменения в Закон «Об исполнительном производстве». Они вступят в силу с 01.01.2026.

Анализ подготовленных изменений не свидетельствует о том, что они как-то существенно повлияют на положение юридических лиц в исполнительном производстве.

Более того, видно, что подготовленные изменения базируются на практике органов принудительного исполнения, разрешают возникающие организационные и процедурные вопросы правоприменения.

Планируемые изменения во многом призваны конкретизировать, уточнять действующие сегодня нормы и устранять процедурные противоречия и пробелы.

Тем не менее, юристам организаций, которым доведется выступать сторонами в исполнительном производстве небезынтересно будет о них знать.

Отметим сразу, что Закон предусматривает трансформацию банка данных исполнительных производств, информация из которого использовалась субъектами хозяйствования как элемент проверки платежеспособности контрагентов, в автоматизированную информационную систему органов принудительного исполнения (АМС ОПИ). Составной частью системы станет реестр задолженностей по исполнительным производствам.

Можно ожидать, что существующий сейчас порядок получения информации о задолженностях контрагентов претерпит изменения, поскольку Закон относит определение этого порядка к компетенции Совмина. Эти изменения коснутся ст. 8 Закона, которая будет дополнена и изложена в новой редакции.

Изменения в Закон допускают, что постановления судебного исполнителя могут выносится в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью (ст.12 Закона).

Изменения в ст. 14 Закона установят возможность для госорганов подавать заявления и ходатайства в рамках исполнительного производства путем взаимодействия ИС (информационной системы) этого госоргана с АИС ОПИ.

Одним из прав сторон исполнительного производства является право на ознакомление с материалами дела (абз.2 части 1 ст.18 Закона). В новой редакции уточнен и конкретизирован круг сведений и документов, на ознакомление с которыми данное право не распространяется (государственные секреты, банковская и коммерческая тайна, служебная информация ограниченного распространения).

Не изменяется общий порядок замены стороны в исполнительном производстве (ст. 19 Закона). Однако новая редакция будет дополнена нормой о порядке действий судебного исполнителя по внесению соответствующих изменений сведений о сторонах производства. Тем самым вносится различие между собственно заменой стороны и изменением сведений о сторонах (изменение фамилии, собственного имени или отчества гражданина, наименования юридического лица).

Подготовленные изменения ст. 20, 23 Закона предусматривают, что представлять интересы государственных органов в исполнительном производстве могут руководители (их заместители), работники данных госорганов и адвокаты. При этом полномочия руководителей госорганов (их заместителей) подтверждаются их служебными удостоверениями.  А в случае участия руководителя госоргана (его заместителя) в исполнительном производстве посредством взаимодействия ИС госоргана с АИС ОПИ подтверждение полномочий указанных лиц вовсе не требуется.

Статья 26 Закона претерпит изменение в части перечня случаев, когда участие понятых в исполнительном производстве будет обязательным. Помимо ранее предусмотренного Законом, перечень дополнится следующими случаями: проведение описи имущества, передача имущества должника взыскателю на хранение. Однако, подчеркнем, как и прежде, обязательность участия понятых в этих и других процессуальных действиях возможна только если эти действия совершаются в отсутствие должника или его представителя.

В ст. 30 Закона будет конкретизирован срок окончания действия, факта или события в исполнительном производстве, когда он определяется календарной датой. В этом случае срок оканчивается в день, указанный в исполнительном документе. Если исполнительным документом предписано совершить действия до определенной даты, окончание срока определяется этой датой.

Статьей 35 Закона были определены случаи, когда прерывается срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Эти случаи будут дополнены изменениями в части 1 данной статьи. И в силу этих изменений срок будет прерываться также в случаях:

принятия собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, индивидуальным предпринимателем решения о ликвидации (прекращении деятельности);

принятия судом решения о санации должника;

предоставления актами законодательства должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом.

Обратим внимание, что санация и принятие решения о ликвидации должника стали самостоятельными основаниями для прерывания срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Статья 37 Закона в новой редакции будет содержать широкий спектр способов извещения в исполнительном производстве. Это касается как извещений о совершении исполнительных действий, так и вызовов к судебному исполнителю. Все способы доставки корреспонденции и средства связи должны обеспечивать фиксирование факта извещения или вызова к судебному исполнителю.

Большое значение для взыскателя имеет правильность и полнота заявления о возбуждении исполнительного производства и прилагаемых документов.

Обратим внимание, что изменения в ст. 43 Закона содержат дополнительные требования к составу прилагаемых документов и сведений. В частности, взыскатель – гражданин должен указать свой идентификационный номер, а при его отсутствии – паспорт, его серию и номер, дату выдачи и наименование выдавшего его органа.

Кроме того, исполнительный документ, предъявляемый вместе с заявлением о возбуждении исполнительного производства должен будет отвечать дополнительным требованиям. А именно, если исполнительный документ до его предъявления в ОПИ предъявлялся в банк с платежным требованием, то на исполнительном документе должна быть отметка банка об отзыве платежного требования.

Статьей 45 Закона были определены случаи, в которых исполнительный документ возвращается взыскателю без возбуждения исполнительного производства. В новой редакции к таким случаям отнесены дополнительно: введение санации, открытие ликвидационного производства, а также наличие в отношении должника сведений в ЕГР о наличии записи о начале ликвидации юрлица (прекращении деятельности ИП). Однако, при этом должны отсутствовать производства, по которым не завершена процедура реализации арестованного имущества.

Новацией будет являться упрощенный порядок ведения исполнительного производства. Он вводится новой статьей 46-1 Закона.

В упрощенном порядке будет осуществляться исполнительное производство по исполнительным документам на сумму, не превышающую 20 БВ на дату предъявления.

При этом совершается ограниченное количество исполнительных действий: обращается взыскание на денежные средства должника, находящиеся на его банковских счетах, во вкладах (депозитах) в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, электронные деньги в электронных кошельках должника; в случае необходимости запрещается должнику и (или) иным лицам совершать определенные действия в отношении денежных средств и (или) иного имущества должника.

Иные исполнительные действия и меры по обеспечению исполнения в отношении должника не принимаются. Однако, частью 5 данной статьи определены условия, когда дальнейшее исполнение производства, начатого в упрощенном порядке, будет в дальнейшем происходить в обычном порядке.

Новая редакция Закона вносит некоторые уточнения в сроки и порядок приостановления и возобновления исполнительного производства. Статья 51 Закона будет изложена в новой редакции.

При этом в новой редакции указанной статьи будет определено, что по приостановленному исполнительному производству не приостанавливается действие принятых мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. 

А вопросы о приостановлении и возобновлении производства по-прежнему решаются судебным исполнителем без вызова сторон.

Некоторым образом изменятся меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (ст. 60 Закона). В качестве отдельной меры вводится запрещение перемещения через госграницу транспортного средства должника.

Претерпит расширение перечень исполнительных действий (ст.63). При этом совершение определенных исполнительных действий не связывается с необходимостью присутствия должника.

Изменится название и содержание ст. 67 Закона, касающаяся розыска, задержания и принудительной отбуксировки транспортного средства должника.

В силу изменений ст. 68 Закона должник обязан по требованию судебного исполнителя предоставить сведения не только о собственном имуществе, но и о том имуществе, которое находится в совместной с другими лицами, о банковских счетах, об имуществе под залогом, о средствах и имуществе, которые причитаются должнику от третьих лиц.

Статьей 70 Закона судебному исполнителю предоставляется право зачета встречных однородных требований. Но это касается требований, которые подтверждаются исполнительными документами. И проведение зачета не должно нарушать очередность погашения требований, установленную Законом. Если требование исполнительного документа выражено в валюте, то размер исполненных требований будет исчисляться по официальному курсу белорусского рубля к иностранной валюте на день распределения денежных средств или передачи арестованного имущества должника взыскателю.

Изменяемой ст. 75 Закона подтверждается, что до передачи на реализацию доли должника в праве общей собственности остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли. 

Следует также учитывать, что ст. 99 Закона будет изложена в новой редакции. Поэтому заинтересованным лицам (должнику и взыскателю) следует учитывать изменения в порядке проведения электронных торгов по арестованному имуществу должника.

Как видим, юридические лица, выступающие в исполнительном производстве в качестве взыскателя или должника, не столкнуться с какими-либо серьезными проблемами после вступления в силу изменений в Закон «Об исполнительном производстве».

Сергей Белявский, директор юридической компании «Экономические споры», рекомендованный арбитр МАС при БелТПП, медиатор, более 10 лет стажа работы судьей экономического суда.

Полещук В.Н., юрист юридической компании «Экономические споры» 

Юридические услуги
Остались вопросы?

Law firm.