- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юрист по аренде
- Корпоративное право
- Юрист по строительству
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Юрист по налогам
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юрист по аренде
- Корпоративное право
- Юрист по строительству
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Юрист по налогам
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
Подготовка к государственной регистрации юридического лица в РБ
Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет
Что такое государственная регистрация юридического лица?
Государственная регистрация юридического лица – это юридический акт, посредством которого регистрирующий орган вносит сведения о создании, реорганизации или ликвидации организации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Согласно пункту 2 статьи 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК), юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Этот процесс подтверждает правоспособность организации, позволяя ей осуществлять хозяйственную деятельность, заключать сделки и выступать стороной в правоотношениях.
Значение регистрации заключается в обеспечении правовой определенности и публичности сведений. Регистрация также является обязательным условием для постановки на учет в налоговых органах, Фонде социальной защиты населения (ФСЗН), органах статистики и Белгосстрахе. Неправильная подготовка к регистрации может привести к отказу, финансовым потерям или судебным спорам, что делает процесс подготовки критически важным.
Чем регулируется государственная регистрация в Республике Беларусь?
Правовое регулирование государственной регистрации юридических лиц в Республике Беларусь основано на комплексе нормативных правовых актов. Основополагающим является Гражданский кодекс Республики Беларусь, который устанавливает общие принципы создания, деятельности и ликвидации юридических лиц (статьи 47–50 ГК). Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Декрет № 1) детализирует порядок регистрации, перечень документов и сроки.
Ключевую роль также играют:
- Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозобществах), регулирующий создание и управление хозяйственными обществами, такими как ООО, ОДО, АО.
- Закон от 28 декабря 2009 года № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», закрепляющий возможность электронной регистрации.
- Постановление Совета Министров от 5 февраля 2009 года № 154, устанавливающее порядок согласования наименований.
- Постановление Совета Министров от 31 августа 2011 года № 1164, утверждающее Инструкцию о порядке представления электронных документов.
- Постановление Министерства юстиции от 27 января 2009 года № 8, определяющее формы заявлений и порядок их подачи.
- Постановление Совета Министров от 3 марта 2025 года № 133, утверждающее типовые уставы для ООО.
Законодательство постоянно совершенствуется. Например, Закон от 13 ноября 2023 года № 312-З «Об изменении кодексов» ввел возможность использования типовых уставов, что упростило процесс регистрации. Эти изменения направлены на снижение административной нагрузки и стимулирование предпринимательства, что подчеркивает важность актуальных знаний для подготовки к регистрации.
Как согласовать наименование юридического лица?
Согласование наименования – это первый обязательный шаг при подготовке к государственной регистрации юридического лица. Согласно пункту 12 Положения о государственной регистрации, утвержденного Декретом № 1, наименование должно быть согласовано с регистрирующим органом до подачи документов на регистрацию. Наименование юридического лица – это его официальное название, которое идентифицирует организацию в правоотношениях и должно соответствовать требованиям статьи 50 ГК и постановления Совета Министров от 5 февраля 2009 года № 154.
Наименование состоит из двух частей: организационно-правовой формы (например, ООО, ЧУП) и специального наименования, которое может быть заключено в кавычки (например, ООО «Ромашка»). Пункт 1 статьи 50 ГК требует, чтобы специальное наименование коммерческой организации не состояло только из цифр или менее чем из двух буквенных или буквенно-цифровых обозначений. Наименование не должно включать названия иностранных государств, государственных органов или слова, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Например, использование слов «департамент» или «комитет» для частных организаций недопустимо, если они не созданы по решению Президента или госоргана.
Согласование наименования возможно лично, по почте или через веб-портал ЕГР (http://egr.gov.by). При электронной подаче согласование осуществляется бесплатно и занимает не более одного рабочего дня (пункт 10 Положения о согласовании наименований). Согласованное наименование резервируется в ЕГР на один месяц, что дает учредителям время для подготовки документов (пункт 15 Положения о согласовании наименований). Практика показывает, что несоответствие наименования требованиям законодательства – одна из частых причин отказа в регистрации. Например, есть случаи, когда суды признавали регистрацию недействительной из-за использования наименований, схожих с уже зарегистрированными, что нарушало права третьих лиц.
Как определить место нахождения юридического лица?
Место нахождения юридического лица – это адрес, по которому находится его постоянно действующий исполнительный орган, например, директор или правление (пункт 2 статьи 50 ГК). Если такой орган отсутствует, местом нахождения считается адрес лица, уполномоченного действовать от имени организации без доверенности. Место нахождения указывается в уставе и заявлении о регистрации, а также вносится в ЕГР (часть 1 пункта 3 статьи 50 ГК).
По общему правилу, местом нахождения могут быть только нежилые помещения. Жилые помещения допускаются только для частных унитарных предприятий (ЧУП) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) при соблюдении определенных условий. Например, жилое помещение должно принадлежать собственнику ЧУП или главе КФХ на праве собственности, либо они должны постоянно проживать в нем, с согласия всех собственников и совершеннолетних членов семьи. Производственная деятельность в жилых помещениях запрещена без их перевода в нежилой фонд (часть 3 пункта 5 Положения о госрегистрации).
Место нахождения влияет на множество аспектов: получение льгот (например, по Декрету от 7 мая 2012 года № 6 для организаций в сельской местности), подсудность споров и т.д. При его изменении необходимо уведомить регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней (часть 2 пункта 22 Положения о госрегистрации), а также ФСЗН, налоговую инспекцию и Белгосстрах, если информация не передается автоматически через АИС «Взаимодействие» (пункт 9 Положения от 2 февраля 2009 года № 141). Неправильное определение места нахождения может привести к отказу в регистрации или проблемам с получением корреспонденции.
Как принять решение о создании юридического лица?
Решение о создании юридического лица – это волеизъявление учредителей, оформленное в установленном порядке и определяющее основные параметры организации. Согласно пункту 1 статьи 48 ГК, учредители заключают учредительный договор или утверждают устав. Для хозяйственных обществ, таких как ООО, решение о создании принимается на общем собрании учредителей и оформляется протоколом (часть 1 статьи 36 Закона о хозобществах). Если учредитель один, как в случае ЧУП или ООО с единственным участником, решение оформляется единоличным решением (часть 2 статьи 33 Закона о хозобществах).
Решение должно содержать ключевые положения: наименование, место нахождения, организационно-правовую форму, размер уставного фонда, порядок формирования вкладов, структуру органов управления. Например, для ООО с несколькими участниками решение общего собрания должно включать распределение долей в уставном фонде. Судебная практика показывает, что нарушение порядка принятия решения (например, отсутствие кворума или подписи участников) может стать основанием для признания регистрации недействительной. Так, в деле № 21-19/2019/179А/846К, рассмотренном Верховным Судом, регистрация изменений в уставе ООО была признана недействительной из-за недействительности решения общего собрания.
Для минимизации рисков рекомендуется четко фиксировать в протоколе или решении все обязательные элементы, включая дату, место проведения собрания, повестку дня и результаты голосования. Это особенно важно, если учредители планируют использовать типовой устав, так как часть сведений будет указываться только в заявлении о регистрации и в ЕГР.
Как подготовить устав или учредительный договор?
Устав – это учредительный документ юридического лица, определяющий его структуру, цели деятельности и порядок управления. С ноября 2024 года, согласно Закону № 312-З, юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, акционерных обществ, фондов и некоторых других организаций, могут действовать на основании типового устава, утвержденного постановлением Совета Министров от 3 марта 2025 года № 133. Типовой устав – это стандартизированный документ, не содержащий индивидуальных сведений, таких как наименование, место нахождения или размер уставного фонда, которые указываются в ЕГР (часть 2 пункта 2 статьи 48 ГК).
Типовой устав упрощает процесс подготовки, так как не требует разработки индивидуального документа. Постановление № 133 утвердило два типовых устава для ООО: для обществ с одним участником и с несколькими участниками. Эти уставы содержат общие положения о структуре органов управления, правах и обязанностях участников, но не учитывают специфику конкретной организации. Например, типовой устав для ООО с несколькими участниками предусматривает двухуровневую систему управления: общее собрание и директор, с возможностью передачи полномочий управляющей организации (пункт 65 Типового устава ООО с несколькими участниками).
Если организация выбирает индивидуальный устав, он должен быть подготовлен в двух экземплярах и соответствовать требованиям законодательства. Например, устав ЧУП утверждается собственником имущества. Учредительный договор используется для хозяйственных товариществ и содержит соглашения о создании, распределении прибыли и ответственности участников. Неправильное оформление устава или договора может привести к отказу в регистрации. Практика показывает, что ошибки в формулировках устава, например, несоответствие нормам Закона о хозобществах, часто становятся причиной судебных споров.
Как определить размер уставного фонда?
Уставный фонд – это совокупность вкладов учредителей, обеспечивающая минимальные гарантии для кредиторов юридического лица. Формирование уставного фонда является обязательным условием регистрации (пункт 7 Положения о госрегистрации). Законодательство не устанавливает минимальный размер уставного фонда для большинства организационно-правовых форм, за исключением акционерных обществ (пункт 3 статьи 98 Закона о хозобществах). Например, для ООО минимальный размер определяется учредителями, но должен быть сформирован в течение года с момента регистрации.
Вклады могут быть денежными и неденежными (имущество, имущественные права). Внесение неденежных вкладов регулируется статьей 29 Закона о хозобществах. Неденежный вклад – это имущество или имущественные права, имеющие оценочную стоимость, определенную внутренней или независимой. Например, право пользования помещением на три года оценивается как сумма арендной платы за весь срок. Ограничения включают запрет на использование имущества с ограниченными правами и лимит на имущественные права (не более 50% уставного фонда). Нарушение этих требований может привести к утрате доли участника.
Судебная практика подчеркивает важность правильной оценки неденежных вкладов. В одном из дел суд признал недействительным внесение имущества с завышенной стоимостью, что повлекло недействительность изменений в уставе. Для минимизации рисков рекомендуется проводить независимую оценку и фиксировать результаты в акте оценки.
Как выбрать коды деятельности ОКЭД?
Коды ОКЭД – это классификаторы видов экономической деятельности, утвержденные ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности». Основной код деятельности указывается в заявлении о регистрации и вносится в ЕГР (пункт 6 приложения 1 к Постановлению Минюста от 27 января 2009 года № 8). Выбор кодов ОКЭД определяет, какие виды деятельности организация планирует осуществлять, и влияет на налогообложение, лицензирование и административные процедуры.
Организация обязана указать только основной код ОКЭД, но дополнительные коды могут быть указаны в уставе по желанию учредителей (часть 1 пункта 20 Положения о госрегистрации). Законодательство не требует уведомления регистрирующего органа о смене кодов ОКЭД, если они не указаны в уставе (часть 1 пункта 20 Положения о госрегистрации). Однако для отдельных видов деятельности, включенных в Перечень, утвержденный Декретом от 23 ноября 2017 года № 7, требуется уведомление местного исполнительного комитета (часть 1 подпункта 3.1 пункта 3 Декрета № 7). Например, производство пищевой продукции требует получения санитарно-гигиенического заключения в течение месяца после уведомления (часть 2 подпункта 3.2 пункта 3 Декрета № 7).
Выбор некорректного кода ОКЭД может привести к проблемам с налоговыми органами или лицензирующими органами. Например, если организация указала код 56100 («Деятельность ресторанов»), но фактически занимается поставкой готовой пищи (56210), это может вызвать вопросы при проверке. Практическая рекомендация – консультироваться с юристом или использовать справочные материалы на сайте Белстата для точного подбора кодов.
Итоги: почему подготовка к регистрации требует профессионального подхода?
Подготовка к государственной регистрации юридического лица в Республике Беларусь – это сложный процесс, требующий глубоких знаний законодательства, внимательного подхода к оформлению документов и учета судебной практики. От согласования наименования до выбора кодов ОКЭД каждый этап сопряжен с рисками, которые могут привести к отказу в регистрации или последующим спорам. Законодательство, включая Гражданский кодекс, Декрет № 1 и постановление № 133, предоставляет гибкие инструменты, такие как типовые уставы и электронная регистрация, но их эффективное использование требует профессиональной экспертизы.
Наша компания обладает всеми необходимыми ресурсами и компетенциями, чтобы стать вашим надежным партнером в вопросах подготовки к государственной регистрации юридического лица. Наши юристы имеют от 15 до 25 лет профессионального стажа, отмечены многочисленными наградами и являются постоянными спикерами различных мероприятий, что подтверждает их высокий уровень экспертизы и признание в профессиональном сообществе.
Наша многочисленная команда позволяет быстро и эффективно решать самые сложные задачи, обеспечивая индивидуальный подход к каждому клиенту. У всех наших юристов разные специализации, что позволяет нам охватывать широкий спектр правовых вопросов и предоставлять комплексные решения.
Для вашего удобства у нас открыты офисы в Минске (ул. Кульман, 11) и Гродно (ул. Калючинская, 23). Мы свободно говорим на английском и польском языках, что облегчает взаимодействие с иностранными клиентами и партнерами. Наша обширная партнерская сеть в более чем 40 странах мира, от Испании до Китая и Монголии, от США до ЮАР, гарантирует юридическую поддержку практически в любой точке земного шара. Мы помогли более чем 1500 клиентам вернуть или сэкономить более 1,7 миллиарда рублей, и более 100 положительных отзывов о нашей работе, с которыми вы можете ознакомиться на нашем сайте, подтверждают наш профессионализм и ориентированность на результат.
Не оставляйте вопросы подготовки к государственной регистрации юридического лица на волю случая. Обратитесь к профессионалам, которые обеспечат вам спокойствие и уверенность в успешном решении всех правовых задач. Оставьте заявку на нашем сайте на консультацию, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки, чтобы предложить эффективные решения для вашего бизнеса.
Наши эксперты

Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail