220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Урегулирование споров при перевозке и транспортной экспедиции в Беларуси


Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет

Применимое право, подсудность и досудебный порядок урегулирования споров при перевозке и транспортной экспедиции в Республике Беларусь

Почему правовые аспекты перевозок и экспедиции так важны?

В условиях глобализации и роста международной торговли перевозка грузов и транспортная экспедиция играют ключевую роль в экономике. Однако с увеличением числа сделок возрастает и количество споров, связанных с утратой, порчей грузов, нарушением сроков доставки или неисполнением договорных обязательств. В Республике Беларусь эти вопросы регулируются сложной системой национальных законов и международных норм, что делает правильное определение применимого права, подсудности и порядка урегулирования споров критически важным для защиты интересов бизнеса.

Применимое право — это совокупность норм, которые регулируют правоотношения сторон в конкретном споре, включая национальное законодательство или международные соглашения. Подсудность — это определение суда, уполномоченного рассматривать спор (статья 48 Хозяйственного процессуального кодекса РБ, далее — ХПК РБ). Досудебный порядок урегулирования споров — это обязательная или добровольная процедура, направленная на разрешение конфликта до обращения в суд, например, путем направления претензии (статья 30 Закона РБ от 13 июня 2006 г. № 124-З).

Что такое перевозка и транспортная экспедиция?

Для понимания правовых аспектов необходимо четко разграничивать понятия перевозки и транспортной экспедиции. Перевозка груза — это деятельность, при которой перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному лицу, а отправитель оплачивает услугу (пункт 1 статьи 739 ГК РБ). Основным документом, подтверждающим договор перевозки, является транспортная накладная, например, CMR-накладная для международных автомобильных перевозок.

Транспортная экспедиция — это предпринимательская деятельность, связанная с организацией и обеспечением перевозки грузов, включая оформление документов, координацию логистики и другие услуги (абзац 5 статьи 1 Закона РБ от 13 июня 2006 г. № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Экспедитор может привлекать третьих лиц для выполнения перевозки, но несет ответственность перед клиентом, если иное не предусмотрено договором.

Почему важно различать эти понятия? Неправильная квалификация договора может привести к применению неверного законодательства или неправильному определению подсудности, как это было в деле № 300-21/2020/929А/1134К, где суды ошибочно применили нормы КДПГ вместо Закона № 124-З (постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда от 18 ноября 2020 года).

Какое право применяется к спорам?

Национальное законодательство

Внутриреспубликанские перевозки и транспортная экспедиция регулируются Гражданским кодексом РБ (главы 40 и 41), Законом № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Законом от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 30 июня 2008 г. № 970, также играют важную роль, устанавливая порядок оформления документов и ответственности сторон.

Согласно статье 1125 ГК РБ, при отсутствии соглашения сторон о применимом праве к договору перевозки применяется право страны, где находится основное место деятельности перевозчика. Для транспортной экспедиции аналогичный принцип применяется, если стороны не согласовали иное (статья 755 ГК РБ). Это означает, что в спорах с белорусскими перевозчиками или экспедиторами суды, как правило, используют законодательство РБ.

Международные нормы

Международные автомобильные перевозки регулируются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), к которой Беларусь присоединилась с 1 декабря 1983 года. КДПГ применяется, если место принятия груза и место доставки находятся в разных странах, одна из которых является участницей конвенции (пункт 1 статьи 1 КДПГ). При отсутствии в КДПГ норм для разрешения конкретного вопроса суды используют коллизионные нормы ГК РБ, что подтверждается судебной практикой (постановление по делу № 155ЭИП224722 от 17 мая 2023 года).

Для смешанных договоров, включающих элементы перевозки и экспедиции, определение применимого права усложняется. Суды анализируют содержание договора, заявки, транспортные документы и переписку сторон, чтобы установить характер правоотношений (постановление по делу № 139-9/2018/213А/208К от 5 марта 2019 года).

Как определяется подсудность споров?

Подсудность — это распределение дел между судами в зависимости от их компетенции. В Беларуси споры, вытекающие из договоров перевозки, подлежат рассмотрению в экономических судах по месту нахождения перевозчика, что является правилом исключительной подсудности (статья 51 ХПК РБ). Это означает, что стороны не могут изменить подсудность соглашением, как это возможно в других категориях споров. Например, в деле № 81-13/2019/411А/1470К суд подтвердил, что иск к перевозчику должен рассматриваться по месту его нахождения (постановление от 8 января 2020 года).

Для споров, вытекающих из договоров транспортной экспедиции, исключительная подсудность не установлена. Стороны могут согласовать в договоре конкретный суд для рассмотрения споров, например, экономический суд Минской области. Если соглашение отсутствует, применяется общая территориальная подсудность — по месту нахождения ответчика (статья 49 ХПК РБ).

В международных перевозках, подпадающих под КДПГ, подсудность определяется пунктом 1 статьи 31 КДПГ. Истец может выбрать суд:

  • по месту нахождения перевозчика;
  • по месту принятия груза к перевозке;
  • по месту доставки груза.

Это предоставляет истцу гибкость, но требует точного определения места исполнения договора. Например, в деле № 104-6/2019/333А/1283К суд указал на необходимость соблюдения правил КДПГ при определении подсудности (постановление от 13 ноября 2019 года).

Почему правильное определение подсудности так важно? Неправильный выбор суда может привести к возвращению искового заявления или затягиванию процесса, что увеличивает затраты сторон.

Как работает досудебный порядок урегулирования споров?

Досудебный порядок урегулирования споров — это процедура, направленная на разрешение конфликта без обращения в суд, например, путем направления претензии или проведения переговоров. В Беларуси этот порядок обязателен для большинства споров, вытекающих из перевозки и транспортной экспедиции.

Перевозка

Согласно статье 751 ГК РБ и пункту 115 Правил № 970, до предъявления иска к перевозчику необходимо направить претензию в течение 6 месяцев с момента возникновения основания для претензии. Перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней. Пропуск срока для претензии не лишает права на иск, но может усложнить доказывание.

Транспортная экспедиция

Для споров из договоров транспортной экспедиции досудебный порядок обязателен, если иное не предусмотрено договором (часть 1 статьи 30 Закона № 124-З). Исключение составляют физические лица, заключающие договор в соответствии со статьей 9 Закона № 124-З. Претензия должна быть рассмотрена в течение 30 дней, после чего клиент может обратиться в суд (часть 4 статьи 30 Закона № 124-З). Если экспедитор организует перевозку, сроки предъявления претензий зависят от вида транспорта (часть 2 статьи 30 Закона № 124-З).

Несоблюдение обязательного претензионного порядка может привести к оставлению иска без рассмотрения. Кроме того, досудебное урегулирование позволяет сэкономить время и средства, а также сохранить деловые отношения.

Почему возникают сложности в применении права и определении подсудности?

Сложности в определении применимого права и подсудности часто возникают из-за неправильной квалификации договора. Например, если договор назван договором перевозки, но фактически является договором транспортной экспедиции, суд может применить неверные нормы, как это произошло в деле № 300-21/2020/929А/1134К (постановление от 18 ноября 2020 года). Анализ содержания договора, заявок и транспортных документов критически важен для правильной квалификации.

Еще одна проблема — ошибки в пророгационных соглашениях, когда стороны указывают применимое право, но не уточняют подсудность. Например, формулировка «споры рассматриваются в соответствии с законодательством РБ» не определяет компетентный суд, что может привести к применению правил международной подсудности.

В международных спорах дополнительную сложность создают двусторонние договоры о правовой помощи, которые могут предусматривать иные правила подсудности. Например, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с хозяйственной деятельностью (Киевское соглашение 1992 года), позволяет рассматривать споры в судах страны, где исполнялся договор.

Практическая рекомендация

Для минимизации рисков в спорах, связанных с перевозкой и транспортной экспедицией, бизнесу следует тщательно формулировать условия договора, включая применимое право и подсудность. Претензии должны быть подготовлены в строгом соответствии с законодательством, с указанием всех необходимых документов, таких как CMR-накладные или акты. Консультация с профессиональными юристами поможет избежать ошибок в определении подсудности и соблюдении досудебного порядка.

Малоизвестный факт

Мало кто знает, что в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона № 124-З стороны договора транспортной экспедиции могут исключить обязательный претензионный порядок, если экспедитор не организует перевозку. Это дает сторонам гибкость, но требует четкого указания в договоре, чтобы избежать споров о соблюдении процедуры.

Как защитить свои интересы в спорах?

Правильное определение применимого права, подсудности и соблюдение досудебного порядка урегулирования споров — ключевые факторы для успешной защиты интересов в сфере перевозок и транспортной экспедиции. Сложность законодательства, включая ГК РБ, КДПГ и Закон № 124-З, требует глубокого понимания норм и судебной практики. Ошибки в квалификации договора или несоблюдение процедур могут привести к отказу в иске или затягиванию процесса.

Компания «Экономические споры» предлагает профессиональную юридическую поддержку в разрешении споров, связанных с перевозками и транспортной экспедицией. Наши юристы с 15–25 годами опыта, отмеченные многочисленными наградами, являются спикерами на различных форумах. Директор компании, Сергей Белявский, 20 лет проработал в экономических судах, включая 10 лет в качестве судьи, и является рекомендованным арбитром МАС при БелТПП, автором 5 книг и более 1200 статей.

Наши офисы в Минске (ул. Кульман, 11) и Гродно (ул. Калючинская, 23) готовы принять вас. Мы свободно владеем английским и польским языками, имеем партнерскую сеть в более чем 40 странах и счет в PKO Bank Polski для удобства расчетов. Более 1500 клиентов доверили нам свои дела, и мы помогли вернуть или сэкономить свыше 1,7 млрд рублей. Ознакомьтесь с отзывами и оставьте заявку на консультацию, чтобы защитить свои права!

Юридические услуги
Остались вопросы?

Law firm.