- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юридические вопросы аренды
- Корпоративное право
- Юридические вопросы строительства
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговое право
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юридические вопросы аренды
- Корпоративное право
- Юридические вопросы строительства
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговое право
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
Доказывание форс-мажора при санкциях
Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет
Форс-мажор – это обстоятельство, которое невозможно было предвидеть или предотвратить, и которое делает исполнение договорных обязательств невозможным. В белорусском праве данное понятие раскрывается в статье 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), которая освобождает сторону договора от ответственности за неисполнение обязательств, если оно вызвано обстоятельствами непреодолимой силы.
Санкционные ограничения всё чаще становятся предметом форс-мажорных заявлений. Однако само по себе наличие санкций в отношении одной из сторон договора или отдельных видов продукции ещё не означает автоматического освобождения от ответственности. Практика показала: доказать влияние санкций на невозможность исполнения обязательств – крайне непростая задача.
Почему суды не всегда признают санкции обстоятельством непреодолимой силы?
Суды Республики Беларусь (как и зарубежные инстанции) применяют к форс-мажору строгий критерий: санкции должны обладать признаком чрезвычайности и непредотвратимости именно в контексте конкретного обязательства. Кроме того, должна быть доказана причинная связь между санкцией и невозможностью исполнения.
Освобождение от ответственности возможно только при наличии прямого воздействия внешнего обстоятельства на исполнение обязательства. Недостаточно просто заявить о санкциях — необходимо обосновать их влияние и невозможность замены способа исполнения.
Что такое санкционный форс-мажор и чем он отличается от общего?
Санкционный форс-мажор – это ситуация, при которой внешние санкции, наложенные на одну из сторон или стран, делают невозможным исполнение обязательств. Отличие от классического форс-мажора состоит в юридической спорности самого основания: в некоторых контрактах санкции прямо исключаются из перечня форс-мажорных обстоятельств. Это требует особого внимания при формулировании контрактной оговорки.
Кроме того, санкции часто имеют экономический и юридический характер, не сопровождаются физическим воздействием, а потому могут быть оспорены как «нечрезвычайные».
Какие документы помогут подтвердить наличие форс-мажора?
Ключевым документом в белорусской практике является заключение Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП), которое может быть выдано при наличии достаточных доказательств. Как отмечается в практике БелТПП (по состоянию на 2022 год), порядка 36% заявлений удовлетворяются, и только при наличии всех признаков непреодолимой силы и полной доказательной базы.
Заключение БелТПП выдается на основании заявления и подтверждающих документов. Перечень таких документов включает:
- договор с контрагентом;
- деловую переписку;
- документы, подтверждающие санкционные меры (в том числе из европейских и американских реестров);
- подтверждение попыток альтернативного исполнения.
Срок рассмотрения заявления — 15 рабочих дней.
Как правильно формулировать форс-мажорную оговорку в контракте?
В связи с санкционными рисками юристы советуют явно включать санкции в перечень обстоятельств непреодолимой силы либо предусматривать отдельную оговорку о санкциях. Это особенно важно при заключении внешнеэкономических контрактов. Например:
"Стороны признают, что введение ограничительных мер (санкций) в отношении одной из сторон, её страны, банков, задействованных в исполнении обязательств, может считаться обстоятельством непреодолимой силы, если препятствует или существенно затрудняет исполнение договора."
Также важно включить положение о порядке уведомления, сроках, последствиях и документальном подтверждении форс-мажора.
Что может быть неожиданным препятствием при доказывании?
Малоизвестный, но важный нюанс – наличие санкционной оговорки, исключающей возможность признания санкций форс-мажором. Нередко зарубежные контрагенты включают в договор условие о том, что санкции не освобождают стороны от обязательств. Подписание такого контракта автоматически делает невозможным ссылку на форс-мажор. Это требует внимания на стадии переговоров.
Также риск представляет формальная подача документов в БелТПП: если заявление будет неполным, отказ в заключении практически гарантирован.
Как защитить бизнес от санкционного риска?
Практическая рекомендация – при заключении контракта тщательно проверять санкционное регулирование страны контрагента, а также банки, участвующие в расчётах. Следует использовать специализированные реестры (например, список OFAC — https://sanctionssearch.ofac.treas.gov/ и карта санкций ЕС — https://www.sanctionsmap.eu/).
Надежной практикой является включение в договор формулировок, связанных с альтернативным способом исполнения: замена поставщика, изменение маршрута, смена банка и пр. Это поможет избежать признания обязательства неисполнимым.
Что говорит законодательство Республики Беларусь?
Согласно абзацу 4 статьи 20 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 № 208-З "О торгово-промышленной палате", именно БелТПП уполномочена выдавать заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы. Указ Президента Республики Беларусь № 143 также регулирует вопросы форс-мажора, в том числе в сфере госзакупок.
Почему стоит обратиться за юридической поддержкой?
Если вы столкнулись с необходимостью доказательства форс-мажора, особенно в контексте санкционных ограничений, важно действовать грамотно. Ошибка в формулировке, недостаток документов или неверное истолкование санкционного режима может привести к потере судебного спора.
Юристы компании "Экономические споры" обладают исключительным опытом в ведении санкционных и внешнеэкономических споров. Наш директор, Сергей Белявский, проработал 20 лет в экономических судах, в том числе 10 лет судьей. Мы имеем офисы в Минске и Гродно, говорим на английском и польском языках, сотрудничаем с партнерами в более чем 40 странах мира, а наш банковский счёт в PKO Bank Polski облегчает расчеты с зарубежными клиентами.
Обращайтесь за консультацией на нашем сайте – и мы найдём для вас решение даже в самой сложной ситуации.
Наши эксперты

Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail