- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юрист по аренде
- Корпоративное право
- Юрист по строительству
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Юрист по налогам
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Онлайн - консультация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юрист по аренде
- Корпоративное право
- Юрист по строительству
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Юрист по налогам
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Онлайн - консультация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
Инвестиционный арбитраж BRICS: что это значит для белорусского бизнеса
Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет
Автор: Сергей Белявский, директор юридической компании «Экономические споры», рекомендованный арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП, медиатор.
Что произошло
На полях бразильской повестки BRICS Россия представила проект создания Международного инвестиционного арбитражного центра БРИКС — площадки для разрешения инвестиционных споров в «единых правилах» для стран блока. По сообщениям профильных источников, концепт предполагает юрисдикцию по инвестиционным разбирательствам и процедурам примирения (включая медиацию) с возможным расширением мандата на иные экономические споры. Инициатива укладывается в более широкий курс BRICS на развитие собственной финансово-правовой архитектуры, озвученный в Рио-де-Жанейро в июле 2025 года.
Инвестиционный арбитраж — это не «обычный» коммерческий арбитраж
Инвестиционный арбитраж (ISDS) — это разбирательства инвестор-государство по нормам международных инвестиционных договоров (двусторонних/многосторонних), а не частные споры «компания-компания». Базовая инфраструктура ISDS включает систему ICSID (Конвенция 1965 г.), где решения исполняются по особому механизму: они не пересматриваются национальными судами по существу, а подлежат признанию и исполнению в государствах-участниках по процедуре, встроенной в саму Конвенцию. Для не-ICSID дел применяются обычные правила места арбитража и Нью-йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Наконец, для ISDS действует тренд на бóльшую публичность (Правила транспарентности ЮНСИТРАЛ 2014 г. и Маврикийская конвенция 2014 г.).
Ключевое отличие от международного коммерческого арбитража (МАС при БелТПП, ICC, LCIA, VIAC и др.): в ISDS ответчиком выступает государство, применяются нормы международного публичного права и инвестиционных договоров, выше уровень публичного интереса и транспарентности; в коммерческом арбитраже — частноправовой спор между компаниями, где доминируют договор и право, избранное сторонами, а конфиденциальность — правило по умолчанию.
Зачем BRICS собственный инвестиционный арбитраж
Политико-экономическая логика инициативы — сформировать альтернативный или «параллельный» маршрут разрешения инвестиционных конфликтов с учётом растущих потоков капитала внутри BRICS и «Глобального Юга», а также запросов на более предсказуемое исполнение в юрисдикциях-участниках. На уровне риторики лидеров BRICS в 2025 году речь шла о новой инвестиционной платформе и инструментах поддержки трансграничных вложений в рамках блока. Создание специализированного инвестиционного арбитража — естественное звено этой архитектуры.
Возможные параметры будущего института
Пока речь идёт о проекте, но публично обсуждаются следующие векторы: единая процессуальная среда для членов BRICS; охват именно инвестиционных споров; опции медиации; потенциальное расширение на иные экономические кейсы. На уровне правоприменения неизбежно встанут вопросы: выбор места арбитража (seat) внутри BRICS, соотношение с ICSID/ЮНСИТРАЛ и Нью-йоркской конвенцией, режим транспарентности и публикации решений, а также исполнение в национальных судах государств BRICS.
Что это даёт белорусскому бизнесу
Для белорусских компаний, инвестирующих в страны BRICS (или привлекающих их капитал в Беларусь), специализированный центр может дать три прикладные выгоды.
Во-первых, процессуальная предсказуемость и специализация: институт, «заточенный» под инвестиционные споры, с привычными для бизнеса BRICS языками и процедурой, снижает транзакционные издержки подготовки и ведения дела. Во-вторых, исполнительская логистика: если мандат центра будет встроен в договорную сеть BRICS и опираться на Нью-йоркскую конвенцию/модели взаимного признания, это упростит путь от решения к активам. В-третьих, профилактика споров: сам факт наличия понятного «дома» для ISDS-кейсов в регионе часто повышает дисциплину сторон при структурировании проектов и работе с регуляторикой (доступом к ресурсам, налоговыми льготами, стабилизационными оговорками и т. п.).
Риски и вопросы к механизму
Юридическая «сборка» центра критична. Если BRICS-арбитраж будет позиционироваться как дополнение к действующей глобальной системе (ICSID/ЮНСИТРАЛ), с процессуальной совместимостью и понятной «картой исполнения», то он получит доверие инвесторов. Если же архитектура окажется закрытой, с неопределённым режимом транспарентности и спорным статусом решений, риски репутации и исполнения возрастут. Наилучший путь — модульность: опора на Нью-йоркскую конвенцию, возможность трека по Правилам ЮНСИТРАЛ (включая транспарентность) и ясная связь с национальными законами об арбитраже стран BRICS.
Что делать компаниям уже сейчас
Белорусским инвесторам и их юристам стоит «зашивать» в документы эскалационные механизмы споров (переговоры/медиация → арбитраж), тщательно формулировать инвестиционные ожидания и стабилизационные оговорки (условия которые защищают проект от неблагоприятных изменений законодательства после подписания контракта), продумывать место арбитража, язык, применимое право, а также исполнительский маршрут (где у контрагента активы; где удобнее признавать решение). В действующих проектах — оценить, позволит ли будущий центр BRICS (когда заработает) переконфигурировать оговорки без потери защиты.
Комментарий автора:
- Как рекомендованный арбитр Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате и практикующий юрист в области международного арбитража, мне видится, что данный проект представляет собой важный шаг в развитии международных коммерческих отношений в рамках БРИКС. Он создает платформу, учитывающую особенности правовых систем стран-участниц, что особенно актуально для белорусского бизнеса, ориентированного на регионы с активным инвестированием. Более того, наличие собственного инвестиционного арбитражного центра в блоке БРИКС повысит конкурентоспособность компаний в регионе, предоставит эффективный механизм защиты их интересов и стимулирует привлечение новых инвестиций.
Наши эксперты
Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail









