220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Главные изменения в международных перевозках 2024–2025


Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет

Перевозки и экспедиция в 2024–2025 гг.
23.02.2025

(Китай, Россия, Польша, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан)

В преддверии 2024–2025 годов участники рынка международных перевозок и экспедирования активно следят за изменениями в транспортном законодательстве разных стран. Нововведения затрагивают импортно-экспортные операции, цифровизацию логистических процессов, санкционные ограничения, а также экологические нормы (так называемый «зелёный курс»). Ниже представлен обзор, основанный на анализе популярных запросов и тенденций, обсуждаемых на профессиональных порталах экспедиторов и перевозчиков.

Содержание

1. Китай: экспортный контроль и «зелёная» логистика

1.1. Ужесточение экспортного контроля

Согласно аналитике логистических площадок, в 2024–2025 гг. Китай расширит списки товаров, подлежащих дополнительному лицензированию:

  • Высокотехнологичные изделия (электроника, чипы).
  • Оборудование двойного назначения (станки, оптика).
  • Стратегические ресурсы (нефтепродукты, редкоземельные металлы).

Перевозчикам и экспедиторам важно заранее уточнять лицензионные требования при планировании импорта/экспорта, чтобы избежать задержек на таможне.

1.2. «Зелёная» политика и налоговые льготы

Китайский рынок активно переходит на экологичные технологии. Внедрение низкоуглеродных решений (электрические и гибридные грузовики, альтернативные виды топлива) приносит компании налоговые льготы и упрощённое оформление. Параллельно крупные порты (Шанхай, Нинбо, Шэньчжэнь) тестируют автоматизированные системы складирования, снижающие выбросы CO₂.

1.3. Цифровизация грузопотоков

  • Расширение электронных коносаментов (e-B/L) даёт возможность ускорить оформление морских перевозок.
  • Для автомобильных и железнодорожных перевозок укрепляется единая платформа онлайн-отслеживания грузов. В профессиональных СМИ прогнозируют рост «умных» мультимодальных маршрутов Китай–Россия–Беларусь–Европа к 2025 году.

2. Россия: санкции, маркировка и электронные накладные

2.1. Санкционный режим и экспортно-импортные ограничения

Экспедиторы и перевозчики продолжают адаптироваться к расширяющимся спискам санкционных товаров. В 2024–2025 гг. ожидается:

  • Возможное ужесточение проверок высокотехнологичной продукции, металлопродукции и сырьевых групп.
  • Транзит через Россию будет под более жёстким контролем, чтобы исключить обход ограничений.

2.2. Маркировка «Честный Знак»

Система обязательной цифровой маркировки «Честный Знак» охватывает всё больше товарных групп. Перевозчикам следует учитывать:

  • Проверку кодов маркировки при пересечении таможенных пунктов и внутренних контрольных постов.
  • Возможные штрафы за несоответствие маркировки, особенно при работе с импортно-экспортными цепочками.

2.3. Электронные транспортные документы

На логистических форумах активно обсуждают внедрение электронных накладных (e-CMR). Если в ближайшее время будут приняты правовые акты, электронный документооборот внутри России и при международных перевозках значительно упростит процесс для экспедиторов.

2.4. «Зелёный» переход

  • Российские нормативы, связанные с экологическими стандартами (Euro-5/6), могут распространиться на новые категории транспорта, особенно в мегаполисах.
  • Появляются пилотные проекты субсидирования электрогрузовиков и газомоторной техники.

3. Польша: цифровые регламенты ЕС и новые коридоры

3.1. Регламенты ЕС в сфере транспорта

Польша как член Евросоюза обязана внедрять решения, принятые на уровне ЕС:

  • Регламент (ЕС) 2020/1056 (eFTI)о цифровой информации при перевозках вступит в полноценную силу. Перевозчики будут обязаны передавать данные таможенным и контролирующим органам в электронном виде.
  • Ужесточение контроля за выбросами (поддержка «зелёного курса» ЕС) повышает требования к экологическому классу грузовиков.

3.2. Расширение транспортной инфраструктуры

  • Модернизация ж/д коридоровна восточных границах (с Белоруссией и Украиной) с повышением пропускной способности контейнерных перевозок.
  • Развитие скоростных трасс S19, S17 снижает время в пути и уменьшает заторы на автопереходах.

3.3. Санкции и проверки транзита

Польша продолжает тщательно контролировать грузы, следующие в Россию или транзитом через Беларусь, чтобы предотвратить возможные нарушения санкционного режима ЕС. Будут усиливаться документальные и таможенные проверки «рисковых» товарных категорий.

4. Узбекистан: модернизация и электронное декларирование

4.1. Развитие автомобильных и железнодорожных маршрутов

Правительство Узбекистана заявляет о масштабной реконструкции:

  • Трассы, ведущие к границам с Казахстаном и Туркменистаном, модернизируются. Это поможет ускорить поставки в Россию и Беларусь.
  • Развитие железнодорожной ветки с Китаем и Кыргызстаном может открыть новые маршруты для транзита.

4.2. Электронное таможенное декларирование

  • К 2025 году Узбекистан планирует перевести большинство экспортно-импортных операций в формат «одно окно».
  • Перевозчики и грузоотправители будут подавать документы онлайн, что снизит риск задержек на границах и бюрократических барьеров.

4.3. «Зелёные» инициативы

Основной акцент — переход на газомоторное топливо. В ряде регионов Узбекистана уже действуют программы субсидирования метановых грузовиков. Крупные экспедиторы видят в этом возможность экономить на топливе и повышать экологическую репутацию.

5. Кыргызстан: реформы в рамках ЕАЭС

5.1. Доработка законодательства под нормы ЕАЭС

Кыргызстан входит в Евразийский экономический союз, однако реализация единых правил идёт поэтапно:

  • В 2024–2025 гг. ожидается доработка транспортного законодательства КР с учётом интеграционных стандартов (техрегламенты, экологические требования).
  • Лицензионные процедуры и режимы пропуска грузов могут существенно упроститься для резидентов ЕАЭС.

5.2. Инфраструктурные проекты

  • Намечена реконструкция ключевых трасс, связывающих страну с Китаем и Казахстаном (перевалы Торугарт, Иркештам). Цель — повысить пропускную способность для грузопотоков, идущих в Россию и дальше.
  • Участники рынка указывают на усиление контроля за весогабаритными параметрами: штрафы за нарушение могут вырасти.

5.3. Цифровизация таможенных процедур

  • В рамках ЕАЭС продвигается электронное декларирование и «прослеживаемость» товаров. Для Кыргызстана это означает интеграцию местных систем с общеевразийскими, что к 2025 году может сделать перевозки быстрее и прозрачнее.

6. Казахстан: мультимодальные коридоры и экотранспорт

6.1. Расширение путей «Китай – Европа»

Казахстан остаётся ключевым транзитным узлом, в 2024–2025 гг.:

  • Завершатся проекты, увеличивающие пропускную способность на железнодорожных пунктах Алтынколь, Достык.
  • Мультимодальные хабы (СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», логистические центры в Алматинской и Актюбинской областях) будут предлагать ускоренную обработку контейнеров и трансфер грузов.

6.2. Электронные документы и упрощённый транзит

  • Правительство Казахстана активно внедряет системы e-CMR, электронных ж/д накладных и электронных таможенных деклараций.
  • К 2025 году планируется добиться полной интеграции с системами ЕАЭС, что облегчит перемещение товаров в Россию и Беларусь.

6.3. Экологические реформы

  • По словам представителей Министерства экологии, энергетики и горнодобывающей промышленности, к 2024 году могут появиться новые налоговые льготы для владельцев газомоторного автопарка.
  • Перевозчики, не соответствующие нормам выбросов (ниже Евро-4), столкнутся с повышенными налогами или ограничениями на передвижение в крупных городах.

7. Выводы и рекомендации для перевозчиков и экспедиторов

1. Тщательная проверка санкций и экспортных лицензий

В России, Китае и некоторых странах ЕС (Польша) меры экспортного контроля и санкций активно пересматриваются. Без надлежащего анализа можно столкнуться с блокировкой грузов или штрафами.

2. Цифровизация и IT-инфраструктура

Переход к e-CMR, электронным коносаментам, маркировке товаров (в России — «Честный Знак», в Китае — цифровая логистика) диктует необходимость обновлять внутренние системы учёта и обучать персонал работе с электронными сервисами.

3. Экологические нормы

«Зелёный курс» наблюдается в Польше (как части ЕС), Китае, Казахстане, России (пусть в меньшей степени). Планируя обновление автопарка, перевозчики могут рассчитывать на льготы за счёт использования газомоторных или электрических грузовиков.

4. Развитие мультимодальных коридоров

Государства Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан) расширяют ж/д и автодорожные пути, что упрощает транзит для компании-экспедитора, особенно если речь идёт о цепочке «Китай – Европа» через Россию и Беларусь.

5. Систематический мониторинг

Рекомендуется отслеживать официальные публикации (сайты министерств, таможенных служб), а также новости от профильных ассоциаций перевозчиков, чтобы вовремя подстраиваться под локальные изменения в законодательстве.

Таким образом, 2024–2025 годы станут периодом интенсивных трансформаций в сфере международных перевозок: от цифровизации документов и экологических инициатив до новых транзитных маршрутов и ужесточённых правил экспортного контроля. Перевозчикам и экспедиторам, ведущим бизнес в Китае, России, Польше, Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане, крайне важно учитывать все перечисленные факторы, чтобы оставаться конкурентоспособными и избегать юридических рисков.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм

Чтобы быть в курсе последних новостей. Переходите по ссылке или сканируйте QR код

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Юридические услуги
Остались вопросы?

Law firm.