220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Белорусский бизнес получил дополнительный инструмент борьбы с торговыми барьерами


Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет

Белорусский бизнес получил дополнительный инструмент борьбы с торговыми барьерами
10.08.2025

С 1 августа 2025 года на уровне Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) начал действовать новый нормативный механизм разрешения споров, касающихся введения ограничений на обращение продукции, признанной несоответствующей требованиям технических регламентов. Соответствующий порядок утверждён Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.08.2025 № 110 «Об утверждении Порядка рассмотрения Евразийской экономической комиссией обращения государства – члена Евразийского экономического союза об обосновании мер, принятых органом государственного контроля (надзора) другого государства – члена в отношении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза».

Данный акт регулирует отношения между государствами — членами Союза в случаях, когда один из участников ограничивает или запрещает обращение продукции, произведённой на территории другого государства-члена, обосновывая это нарушением технических регламентов ЕАЭС. Целью нововведения является создание прозрачного и унифицированного механизма урегулирования подобных конфликтов без обращения к судебным или арбитражным инстанциям.

Порядок представляет собой процедуру, инициируемую одним из государств ЕАЭС, которое считает, что продукция его резидента (или резидентов) была необоснованно ограничена в обращении на территории другого государства-члена. Такое обращение подаётся в Евразийскую экономическую комиссию, которая наделена полномочиями рассмотреть представленные материалы, запросить дополнительные сведения от обеих сторон.

Рассмотрение проводится на основании представленных государствами доказательств, включая результаты испытаний, протоколы оценки соответствия, экспертные заключения, официальные уведомления и иные документы, имеющие значение для оценки правомерности введённых ограничений.

По итогам рассмотрения ЕЭК готовит доклад, содержащий выводы об обоснованности мер, принятых органом государственного контроля (надзора).

На основании доклада координатором рабочей группы в течение 5 рабочих дней с даты принятия доклада подготавливается проект рекомендации Коллегии Комиссии об обоснованности мер, принятых с учетом требований, установленных техническими регламентами Союза. 

Указанная рекомендация Коллегии Комиссии может применяться органами государственного контроля (надзора) для обеспечения единообразного подхода к принятию мер к продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза.

            Необходимо отметить, что Порядок не ограничивает право обращаться в судебные органы или применять иные механизмы решения вопросов об обосновании мер в отношении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Союза, а подача обращения в Комиссию не является основанием для приостановки применения мер, принятых органом государственного контроля (надзора).

            Право обращения в ЕЭК предоставлено только государствам — членам ЕАЭС. Вместе с тем основанием для обращения может послужить заявление от хозяйствующего субъекта либо бизнес-объединения, направленное в уполномоченный орган в Республике Беларусь: Министерство экономики, Министерство промышленности, Госстандарт, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

Это позволяет субъектам предпринимательства, деятельность которых затронута неправомерными ограничениями, инициировать защиту своих интересов на межгосударственном уровне.

Новая процедура существенно расширяет инструменты защиты прав белорусских участников внешнеэкономической деятельности в пределах ЕАЭС. Она особенно актуальна для компаний, экспортирующих продукцию в Российскую Федерацию, Казахстан и Армению, поскольку большинство спорных ситуаций по техническому регулированию возникает именно на этих направлениях.

Следует подчеркнуть, что реализация нового механизма потребует от бизнеса высокой степени правовой грамотности и готовности оперативно предоставлять обоснованные доказательства соответствия своей продукции требованиям техрегламентов. Необходима также своевременная фиксация всех фактов ограничения: отказов в приёмке товара, предписаний органов контроля, актов досмотра и прочих документов.

Появление нового механизма урегулирования подобных споров соответствует курсу на углубление экономической интеграции внутри ЕАЭС, минимизацию торговых барьеров и повышение правовой определённости для субъектов хозяйствования. Это также подтверждает растущую роль ЕЭК как эффективного органа наднационального регулирования, способного разрешать конфликтные ситуации без обращения к затяжным судебным разбирательствам.

Таким образом, порядок, введённый Решением Коллегии ЕЭК от 01.08.2025 № 110, представляет собой значимый шаг в формировании единого экономического пространства Союза и может быть востребован как государственными органами, так и бизнесом при наличии действенного механизма взаимодействия.

Для эффективного использования данного инструмента субъектам внешнеэкономической деятельности рекомендуется взаимодействовать с профессиональными объединениями предпринимателей и специализированными юридическими организациями, способными обеспечить процессуальную поддержку и защиту интересов на всех стадиях урегулирования.

 

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм

Чтобы быть в курсе последних новостей. Переходите по ссылке или сканируйте QR код

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Юридические услуги
Остались вопросы?

Law firm.