- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юридические вопросы аренды
- Корпоративное право
- Юридические вопросы строительства
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговое право
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Проектные споры
- Юридические вопросы аренды
- Корпоративное право
- Юридические вопросы строительства
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Таможенное право
- Защита деловой репутации
- Налоговое право
- Налоговая консультация
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
ЕС вводит «фильтр публичного порядка» для споров с белорусскими инвесторами: что несёт 18 й пакет санкций
Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет
18 июля 2025 г. Совет ЕС утвердил очередные ограничительные меры против Беларуси (Решение № 2025/1472) и России (Решение № 2025/1494). Впервые в санкционный пакет попал отдельный раздел, посвящённый инвестиционным арбитражам. Главное новшество: суды стран ЕС не будут признавать и приводить в исполнение решения иностранных трибуналов, если те вынесены «в связи с фактом ранее установленных санкций». Речь идет о взыскании сумм задолженности как с резидентов ЕС в пользу Беларуси (России) по инвестиционным договорам, так и со стран ЕС в пользу инвесторов из Беларуси (России).
Как это должно работать
Документ прямо обязывает национальные суды‑членов использовать формулировку “public policy” («публичный порядок») для отказа в экзекватуре. Это позволяет не денонсировать действующие двусторонние инвестиционные договоры (BIT) с Беларусью и при этом блокировать выплаты по арбитражным решениям, если спор так или иначе связан с санкциями.
Ссылка на публичный порядок – стандартный «предохранитель» международного арбитража. Он закреплён в ст. V (2) b Нью‑йоркской конвенции 1958 г.: государство вправе отказать в признании любого иностранного решения, если оно «противоречит фундаментальным принципам его права». Теперь тот же приём ЕС применяет проактивно к инвестиционным спорам.
Что говорит международное право
- Pacta sunt servanda. Ст. 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) обязывают участников добросовестно исполнять взятые обязательства; внутригосударственные акты (включая санкции) не служат оправданием невыполнения.
- BIT (Bilateral Investment Treaty) Беларусь – страны ЕС. Минск заключил такие соглашения, например, с ФРГ (1996 г.), Францией (1993 г.), Литвой (1999 г.). В каждом — оговорка, что арбитражное решение BIT договору - окончательно и подлежит исполнению «по национальному закону и Нью‑йоркской конвенции».
- ICSID и UNCITRAL. Большинство договоров разрешают инвестору выбирать либо процедуру ad hoc по Регламенту UNCITRAL‑1976, либо Центр по урегулированию инвестиционных споров (ICSID‑1965). И та и другая системы изначально строились на автоматическом признании итогового решения.
Следовательно, свежие санкции ставят нормы ЕС выше не только двусторонних договоров, но и универсальных многосторонних конвенций.
Почему Брюссель считает ход легитимным
Прецедент уже есть. В 2021 г. По делу ООО «Комстрой» (Молдова) №С-741-19 Суд ЕС признал инвестиционный арбитраж внутри ЕС противоречащим праву Союза, сославшись на тот же публичный порядок и «автономию правопорядка» [1]. Новая оговорка экстраполирует такую логику на Беларусь и Россию.
Еврокомиссия подчёркивает, что санкции – «элемент важнейшей общей политики безопасности», а значит их защита отвечает публичному порядку. Если иностранный инвестор оспаривает санкции или требует компенсацию за замороженные активы, суды Союза, по замыслу Брюсселя, должны блокировать исполнение даже «железобетонного» решения ICSID.
Возможные последствия для белорусских (и российских) инвесторов
- Исполнение придётся искать за пределами ЕС. Вердикт, вынесенный, к примеру, в Вашингтоне (ICSID) придётся предъявлять к исполнению в странах, не поддержавших санкции, если там будут активы должника. Это дороже и дольше.
- Рост процессуальных издержек. Ответчики‑государства будут затягивать процедуру под предлогом «public policy», а истцы — доказывать отсутствие связи с санкциями.
- Риск репутации для ЕС. Юристы указывают, что применение «гибкой» категории публичного порядка противоречит принципу правовой определённости и может стать аргументом для встречных мер – реторсий, возможность для которых заложена с статье 242 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.
Что не меняется
Ограничение касается только инвестиционных споров “государство – инвестор”. Обычная коммерческая арбитражная экзекватура (споры «компания – компания») осталась под прежними правилами; белорусские и российские фирмы по‑прежнему могут подтверждать иностранные решения в ЕС, если спор не затрагивает санкции.
Итог
18‑й пакет фактически вводит «санкционный фильтр» для инвестиционного арбитража: суды Союза заявят, что само обращение инвестора против санкционной меры нарушает европейский публичный порядок. Формально BIT и Венская конвенция 1969 г. остаются в силе, но на практике их действие будет приостановлено именно через механизм публичного порядка.
Белорусскому бизнесу, планирующему крупные проекты в ЕС, стоит учесть повышенный регуляторный риск и закладывать альтернативные площадки для защиты прав — будь то арбитраж в нейтральных юрисдикциях или страхование политических рисков. Потому что после 18 июля 2025 года шансов реализовать принцип pacta sunt servanda в Европе явно стало меньше.
[1] Решение суда ЕС по делу №C-741/19 от 02.09.2021. Режим доступа: https://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?docid=245528&doclang=EN. Дата доступа 21.07.2025
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм
Чтобы быть в курсе последних новостей. Переходите по ссылке или сканируйте QR код

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail