- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Строительные споры
- Проектные споры
- Корпоративное право
- Арендные споры
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Налоговые споры
- Таможенные споры
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Строительные споры
- Проектные споры
- Корпоративное право
- Арендные споры
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Налоговые споры
- Таможенные споры
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Иск за 10 минут
- Корпоративное обучение
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ВСЛЕДСТВИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ
Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.
Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-25 лет
Анализ судебной практики свидетельствует о наличии определенных пробелов в части методики расчета вреда, причиненного окружающей среде вследствие загрязнения земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено указанной статьей, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим. При этом под вредом, причиненным окружающей среде, в Законе понимается имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь.
Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, согласно приложениям 1 - 8 к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 N 348 "О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Указ N 348), а также Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 N 1042 "Об утверждении Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - Положение об исчислении размера возмещения вреда).
Вместе с тем системный анализ двух указанных правовых актов свидетельствует о том, что в формуле, содержащейся в п. 7 Положения об исчислении размера возмещения вреда, не учтен частный случай определения размера таксы через кадастровую стоимость земельного участка, закрепленный в абз. 5 ч. 1 подп. 1.2.2 п. 1 Указа N 348.
В частности, в соответствии с абз. 5 ч. 1 подп. 1.2.2 п. 1 Указа N 348 для определения размера возмещения вреда при деградации земель населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, а также земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения применяется такса, равная кадастровой стоимости земельных участков по материалам кадастровой оценки, утвержденной соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами, с применением коэффициента при низкой степени деградации этих земель - 0,25, средней - 0,5, высокой - 0,75, очень высокой - 1, но не ниже такс, установленных в приложении 4 к Указу N 348, а для земель г. Минска с применением дополнительного коэффициента 0,5.
Таким образом, системный анализ и буквальное толкование содержания указанной нормы свидетельствуют о необходимости расчета размера вреда двумя методами: с использованием в качестве базиса для расчета таксы, равной кадастровой стоимости земельного участка, и применением указанных в абз. 5 ч. 1 подп. 1.2.2 п. 1 Указа N 348 коэффициентов, а также с использованием в качестве базиса для расчета такс в базовых величинах, указанных в приложении 4 к Указу N 348. При этом из двух методов при определении размера вреда используется тот, при котором размер вреда будет наибольшим.
В то же время формула, содержащаяся в п. 7 Положения об исчислении размера возмещения вреда, учитывает в качестве базиса для расчета таксы, выраженные исключительно в базовых величинах, без учета размера кадастровой стоимости.
Кроме того, ни один из названных правовых актов не содержит требований об определении размера вреда для каждого загрязненного слоя в пределах одной и той же мерной площадки.
Более того, согласно п. 6 Положения об исчислении размера возмещения вреда размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, исчисляется уполномоченным государственным органом в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными Указом N 348, исходя в том числе из вида, массы, концентрации загрязняющих веществ, поступивших в компоненты природной среды, находящихся и (или) возникших в них в результате вредного воздействия на окружающую среду с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, а также вида, показателей и площади деградации земель (включая почвы), в том числе их загрязнения.
Таким образом, при расчете вреда во внимание принимается площадь загрязненных земель, а не их объем.
Полный текст
Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail