АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Моя практика


АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
С.Ч. Белявский, по состоянию на 28.12.2012

Аннотация

 

Электрическая сеть - это совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории (технический кодекс установившейся практики ТКП 181-2009 (02230) "Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей" <1>).

--------------------------------

<1> http://www.helper.by/component/option,com_jdownloads/Itemid,21/cid,626/task,view.download/.

 

В зависимости от напряжения законодательство разделяет электрические сети напряжением до 1000 В и электрические сети напряжением свыше 1000 В.

В настоящее время основными правовыми актами в сфере охраны электрических сетей напряжением до и свыше 1000 вольт являются Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 11.09.1972 N 667 (далее - Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт), и Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее - Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт).

Данные нормативные правовые акты действуют на основании ст. 1 Закона Республики Беларусь от 28.05.1999 N 261-З "О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР".

К электрическим сетям напряжением до и свыше 1000 В относятся воздушные, подземные и подводные линии электропередачи, вводные и распределительные устройства и т.п.

В качестве примера электрических сетей напряжением до 1000 В можно привести кабельную линию 0,4 кВ от трансформаторной подстанции до вводно-распределительного устройства жилого дома, с помощью которой осуществляется электроснабжение жилого дома.

В качестве примера электрических сетей напряжением свыше 1000 В можно привести кабельную либо воздушную линию от трансформаторной подстанции 110/10 кВ до трансформаторной подстанции 10/04 кВ.

В упомянутых Правилах охраны электрических сетей установлены охранные зоны. В частности, для электрических сетей напряжением до 1000 В охранные зоны устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 метра с каждой стороны;

б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от крайних кабелей на 1 метр с каждой стороны, а при прохождении кабельных линий в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы и т.п.

Для электрических сетей напряжением свыше 1000 В охранные зоны устанавливаются:

а) вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением:

- до 20 киловольт - 10 метров;

- 35 киловольт - 15 метров;

- т.п.;

б) вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде земельного участка, ограниченного вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних кабелей на расстоянии 1 метра и т.п.

Осуществление какой-либо хозяйственной деятельности в охранных зонах электрических сетей возможно лишь при условии соблюдения требований названных в начале статьи Правил охраны электрических сетей.

В частности, в охранных зонах электрических сетей напряжением до 1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается:

- осуществлять строительные, монтажные, работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы;

- устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

- производить земляные работы на глубине более 0,3 метра и планировку грунта при помощи бульдозеров, экскаваторов и других землеройных машин (в охранных зонах кабельных линий электропередачи).

Земельная площадь охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 вольт не подлежит изъятию у землепользователей, но используется ими с обязательным соблюдением требований Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт.

Предприятия, организации, учреждения и отдельные граждане на предоставленных им в пользование земельных участках, по которым проходят линии электропередачи напряжением до 1000 вольт, обязаны принимать все зависящие от них меры, способствующие обеспечению сохранности этих линий.

Выполнение работ вблизи воздушных линий электропередачи напряжением до 1000 В с использованием различного рода механизмов допускается только при условии, если расстояние по воздуху от механизма или от подъемной либо выдвижной части его, а также от поднимаемого груза в любом их положении (в том числе и при наибольшем подъеме или вылете) до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее 1,5 метра.

При невозможности соблюдения условий, обеспечивающих безопасность работ, с участка электрической сети должно быть снято напряжение.

Предприятия и организации, производящие земляные работы, при обнаружении кабеля, не указанного в технической документации на производство этих работ, обязаны немедленно прекратить работы, принять меры к обеспечению сохранности кабеля и сообщить об этом организации, эксплуатирующей электрические сети.

Организациям, эксплуатирующим линии электропередачи напряжением до 1000 вольт, разрешается производить в охранных зонах земляные работы, необходимые для ремонта этих линий.

В случаях, когда на территории или вблизи строительных площадок проектируемых зданий и сооружений расположены электрические сети напряжением до 1000 вольт, в проектах и сметах на строительство этих объектов по согласованию с организациями, эксплуатирующими электрические сети, должны предусматриваться мероприятия по обеспечению сохранности указанных сетей.

С учетом большей опасности последствий повреждения электрических сетей напряжением свыше 1000 В к их охране предъявляются более высокие требования. В частности, в охранных зонах электрических сетей напряжением свыше 1000 В без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается:

- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

- осуществлять всякого рода погрузочно-разгрузочные, мелиоративные работы, производить посадку и вырубку деревьев и кустарников, располагать полевые станы, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, шпалеры для виноградников и садов, а также производить полив сельскохозяйственных культур;

- совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

- производить земляные работы на глубине более 0,3 метра, а на вспахиваемых землях - на глубине более 0,45 метра, а также планировку грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

- т.п.

Предприятия, организации и учреждения, получившие письменное согласие на ведение указанных работ в охранных зонах электрических сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей.

Отказ предприятий (организаций), в ведении которых находятся электрические сети, в выдаче письменного согласия на проведение в охранных зонах электрических сетей работ, может быть обжалован в установленном порядке.

Предприятия, организации и учреждения, производящие строительные и иные работы вблизи охранных зон электрических сетей напряжением свыше 1000 В, которые могут вызвать их повреждения, обязаны не позднее чем за 12 суток до начала выполнения работ согласовать с предприятиями (организациями), в ведении которых находятся электрические сети, условия и порядок проведения этих работ, обеспечивающие сохранность электрических сетей, и принять соответствующие меры.

В проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию зданий и сооружений, вблизи которых расположены электрические сети, должны предусматриваться мероприятия по обеспечению сохранности электрических сетей. Эти мероприятия подлежат согласованию с предприятиями (организациями), в ведении которых находятся электрические сети.

Материалы фактического положения линий электропередачи, оформленные в установленном порядке, должны быть переданы в исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов для нанесения их на соответствующие карты землепользований.

Исполнительные комитеты местных Советов депутатов выдают сведения о местонахождении линий электропередачи заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям.

Предприятия, организации и учреждения, производящие земляные работы, при обнаружении кабеля, не указанного в технической документации на производство работ, обязаны немедленно прекратить эти работы, принять меры к обеспечению сохранности кабеля и сообщить об этом ближайшему предприятию (организации), в ведении которого находятся электрические сети, другому энергетическому предприятию или исполнительному комитету местного Совета депутатов.

Граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, виновные в нарушении требований Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт и Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

При этом отечественным законодательством установлено два вида ответственности за данное правонарушение - административная и гражданско-правовая.

Административная ответственность за указанное правонарушение установлена в ст. 20.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). В соответствии с частью 1 указанной статьи нарушение правил охраны электрических сетей Республики Беларусь влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.

Согласно ч. 2 ст. 20.3 КоАП нарушение правил охраны электрических сетей Республики Беларусь, вызвавшее повреждение электрических сетей или перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией либо причинение иного ущерба, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

Часть 1 ст. 20.3 КоАП имеет формальный состав административного правонарушения. В связи с этим для наступления административной ответственности достаточно совершения противоправного деяния без наступления общественно опасных последствий. Например, согласно п. 4 Правил охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт в пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до 1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, запрещается осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма, удобрения, топливо и другие материалы. Виновное невыполнение этого требования влечет наступление административной ответственности, даже несмотря на то что данное действие не привело на момент его выявления к повреждению электрических сетей.

Часть 2 ст. 20.3 КоАП предполагает материальный состав административного правонарушения. Общественно опасные последствия из-за нарушений правил охраны электрических сетей могут выражаться в повреждении электрических сетей, перерыве в обеспечении потребителей электрической энергией или причинении иного ущерба.

Следует отметить, что понятие "ущерб" в КоАП отсутствует. Если обратиться к Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее - ГК), то под ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (п. 2 ст. 14 ГК).

Для наступления административной ответственности по ч. 2 ст. 20.3 КоАП необходимо установить причинную связь - объективную, необходимую, внутренне закономерную связь - между общественно опасным деянием и наступившими последствиями.

Например, производство земляных работ на глубине более 0,3 м в пределах охранных зон линий электропередачи без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти линии, повлекло повреждение электрических сетей и, как следствие, перерыв в электроснабжении потребителя.

Правонарушение, предусмотренное ст. 20.3 КоАП, может совершаться умышленно или неосторожно.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 КоАП, может быть физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Физическое лицо должно быть дееспособным, достигшим ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста. В некоторых случаях к административной ответственности по ст. 20.3 КоАП может привлекаться физическое лицо в связи с выполнением (невыполнением, ненадлежащим выполнением) своих должностных обязанностей.

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).

Юридическое лицо подлежит административной ответственности, если установлена его вина, т.е. если установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не приняты все меры по их соблюдению.

Поскольку юридическое лицо является неодушевленным субъектом, то вину юридического лица следует доказывать исходя из действий его органов, ведь согласно п. 1 ст. 49 ГК юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами. Данные органы являются полномочными представителями юридического лица и совершают от его имени юридически значимые действия. Таким образом, обязанность по соблюдению правил охраны электрических сетей возложена на органы юридического лица. Следовательно, при установлении виновного неисполнения этой обязанности органами юридического лица можно говорить о виновности юридического лица.

В то же время следует учитывать, что согласно ч. 7 ст. 4.8 КоАП наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В понятие "должностное лицо", приведенное в ст. 1.3 КоАП, 23.02.2010 внесены дополнения. Так, должностное лицо - это физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

Согласно ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и постановлению Министерства энергетики Республики Беларусь от 23.07.2007 N 27 "О предоставлении полномочий на составление протоколов об административных правонарушениях и утверждении форм документов по делам об административных правонарушениях" протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.3 КоАП имеют право составлять следующие должностные лица:

Главный государственный инспектор Республики Беларусь по энергетическому надзору (его заместители);

старшие государственные инспекторы по энергетическому надзору;

государственные инспекторы по энергетическому надзору;

начальник управления электрических сетей (его заместитель) ГПО "Белэнерго";

должностные лица энергоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО "Белэнерго", - руководители (их заместители), главные инженеры, старшие мастера, мастера филиалов "Электрические сети" и их структурных подразделений по эксплуатации электрических сетей.

Дело об административном правонарушении по ст. 20.3 КоАП может рассматриваться в течение 15 дней с момента его получения:

- судом;

- Главным государственным инспектором Республики Беларусь по энергетическому надзору или его заместителями;

- старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Согласно п. 7 Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.1998 N 26, статусу Главного государственного инспектора Республики Беларусь по энергетическому надзору соответствует должность начальника управления государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь, а статусу его заместителей - заместители начальника управления государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь.

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору одновременно по должности являются заведующий сектором, консультант, главные специалисты управления государственного энергетического и газового надзора и охраны труда Министерства энергетики Республики Беларусь, начальник, его заместители, начальники отделов, их заместители, главные и ведущие специалисты управления государственного энергетического надзора ГПО "Белэнерго", директора филиалов "Энергонадзор", их заместители, а также начальники энергоинспекций и отделений этих филиалов и их заместители.

Необходимо отметить, что гражданско-правовые последствия нарушений правил охраны электрических сетей, повлекших причинение ущерба, значительно превышают административно-правовые в финансовом выражении.

В соответствии со ст. 14 ГК лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Кроме того, как следует из содержания ст. 933 ГК, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.

Согласно ст. 937 ГК юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Применительно к правилам, предусмотренным гл. 58 ГК, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.

Приведем пример.

Хозяйственным судом было рассмотрено исковое заявление РУП "Г" к ОАО "СМУ" о взыскании 22109065 руб. ущерба <2>.

--------------------------------

<2> Архив хозяйственного суда Гродненской области. - Дело N 164-12/2012.

 

Как следует из материалов дела, при производстве бригадой ОАО "Н" под руководством мастера Ш. плановых земляных работ по перекладке канализации была повреждена кабельная линия 10 кВ, состоящая на балансе филиала "Электрические сети" РУП "Г".

Затраты истца на восстановление кабельной линии составили 22109065 руб. и подтверждаются справкой о стоимости работ, выполненных хозяйственным способом.

По данному факту в отношении Ш. составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением межрайонного отделения филиала "Энергонадзор" Ш. признан виновным в нарушении Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, повлекшем повреждение кабельной линии 10 кВ. За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.3 КоАП, он был подвергнут штрафу в размере 2000000 руб. Свою вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.3 КоАП, мастер Ш. признал.

Постановление по административному делу обжаловано не было и вступило в законную силу.

Как следует из содержания постановления по административному делу, мастер ОАО "СМУ" Ш. являлся лицом, ответственным за производство работ в охранной зоне электрических сетей напряжением свыше 1000 В в день их повреждения, и не согласовал с филиалом "Электрические сети" РУП "Г" условия и порядок проведения земляных работ вблизи охранной зоны электрических сетей напряжением свыше 1000 В.

В соответствии с п. 15 Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, предприятия, организации и учреждения, производящие взрывные, строительные и иные работы вблизи охранных зон электрических сетей, которые могут вызвать их повреждения, обязаны не позднее чем за 12 суток до начала выполнения работ согласовать с предприятиями (организациями), в ведении которых находятся электрические сети, условия и порядок проведения этих работ, обеспечивающие сохранность электрических сетей, и принять соответствующие меры.

Согласно условиям трудового контракта Ш. работает мастером строительных и монтажных работ ОАО "СМУ". В период совершения правонарушения он исполнял свои трудовые обязанности.

Статьей 937 ГК обязанность по возмещению вреда, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей, возложена на юридическое лицо, с которым он состоит в трудовых отношениях.

В примирительной процедуре между сторонами было заключено соглашение о примирении на условиях отказа истца от иска. Как следует из материалов дела, задолженность была оплачена ответчиком добровольно после возбуждения производства по делу.

Таким образом, размер гражданско-правовой ответственности по данному делу превысил размер административно-правовой более чем в 10 раз.

В заключение необходимо обратить внимание на то, что нарушение правил охраны электрических сетей чревато не только обозначенными в настоящем материале финансовыми последствиями. Зачастую расплатой за халатность становятся человеческие жертвы. По этой причине следует строго соблюдать требования правил охраны, в обязательном порядке согласовывая проведение любых строительных работ в охранной зоне любых электросетей, а также вблизи их, если речь идет об электрических сетях напряжением свыше 1000 В.

Полный текст