220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности


Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.

Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет

Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности часть вторая
Вощило Дмитрий, 27.06.2024

Комментарий к Кодексу об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

С 23 июля 2024 года вступает в силу Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – Кодекс). С вступлением в законную силу Кодекса утрачивает силу Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» №300-З от 05.07.2004 (далее – Закон).

В материале прокомментированы новации (ключевые нормы), касающиеся осуществления строительной деятельности.

Что охватывается понятием «строительная деятельность»

Под строительной деятельность понимается – деятельность по выполнению изыскательских работ, подготовке разрешительной документации на строительство, оказанию инженерных услуг, выполнению пусконаладочных, строительно-монтажных и иных работ на строительной площадке (объекте) при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации, ремонте, сносе объекта, ремонтно- реставрационных работах и монтаже всех видов оборудования, консервации объекта незавершенного строительства (статья 1 Кодекса).

Таким образом, из определения строительная деятельность исключается такой вид строительства как благоустройство. Благоустройство оставлено как вид работ, но в рамках определенного вида строительства.

Кроме того, Кодекс расширяет определение строительная деятельность и включает еще выполнение изыскательских работ. Кодекс, по сравнению с Законом, уточняет такие понятия как реконструкция объекта, ремонт объекта, а также вводит новые понятия: возведение объекта, изыскательские работы, модернизация объекта, техническая модернизация объекта, ремонтно-реставрационные работы.

Формирование стоимости строительства

Статья 79 Кодекса устанавливает формирование стоимости строительства объекта, регулирует отношения в сфере ценообразования в строительстве. То есть, вышеназванная статья содержит отсылочные нормы, определяет систему в сфере ценообразования.

Кодекс содержит норму о том, что сметная документация (смета) на строительство объектов разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен (тарифов) на ресурсы и (или) на основании укрупненных нормативов стоимости строительства единицы площади (объема, мощности) объекта или стоимости объектов-аналогов (часть 1 статьи 79 Кодекса).

Формирование стоимости строительства объекта определяется Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 №361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь».

Кодекс содержит отсылочные нормы к следующим НПА:

1. Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от18.11.2011 №1553 «Онекоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от11августа 2011г. №361»;

2. Постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от20.07.2018 №29 «Обутверждении Инструкции о порядке применения и заполнения форм актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ»;

3. Постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от26января 2012года №10 «Опрогнозных индексах цен в строительстве»;

4. Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от15.09.1998 №1450.

Какие нормы по жилищному строительству имплементированы в кодекс, а какие останутся в подзаконных актах

Кодекс содержит общие нормы жилищного строительства, порядок внесения платежей по договорам создания объектов долевого строительства, регулирование вопросов защиты прав дольщиков при долевом строительстве. Дополняется компетенция Совета Министров, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам долевого строительства, и в целом в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Таким образом, в Кодекс имплементированы основополагающие нормы Указа Президента Республики Беларусь от 10.12.2018 №473 «О долевом строительстве». Кроме вышеназванного Указа в Кодекс включены нормы следующих Указов Президента Республики Беларусь:

- Указ от 07.02.2006 №72 «О мерах по государственному регулированию отношений при размещении и организации строительства жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры»;

- Указ от 14.01.2014 №26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»;

- Указ от 13 июня 2022 года №202 «Об упрощенном порядке возведения и реконструкции объектов строительства»;

- Указ от 05 октября 1999 года №581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора».

Статья 82 Кодекса устанавливает упрощенный порядок возведения и реконструкции одноквартирных жилых домов и нежилых капитальных построек пятого класса сложности. Данный порядок ранее не был урегулирован.

Так, возведение и реконструкция одноквартирного жилого дома и(или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности на земельном участке, предоставленном для строительства и(или) обслуживания одноквартирного жилого дома, могут осуществляться:

- юридическими лицами и(или) индивидуальными предпринимателями в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах (за исключением города Минска) на основании паспорта застройщика;

- физическими лицами:

в сельских населенных пунктах, расположенных на территории районов, прилегающих к городу Минску и областным центрам, поселках городского типа и городах (за исключением города Минска) на основании паспорта застройщика;

в иных сельских населенных пунктах на основании документа, удостоверяющего право на земельный участок, и при условии, что расстояние от границ соседнего (смежного) земельного участка до жилого дома составляет не менее трех метров, до нежилых капитальных построек– не менее двух метров.

Требования к составу, содержанию и форме паспорта застройщика устанавливаются Министерством архитектуры и строительства.

Какие новации и упрощения введены в отношении текущего ремонта и строительно-монтажных работ

Нормы статьи 83 Кодекса упрощают требования при выполнении работ по текущему ремонту. Ремонт объекта осуществляется путем проведения капитального ремонта или текущего ремонта. Строительно-монтажные работы по текущему ремонту выполняются без направления уведомления о выполнении строительно-монтажных работ на основании дефектного акта и сметной документации (сметы). Форма дефектного акта, а также порядок ее применения и заполнения утверждаются Министерством архитектуры и строительства.

Норма статьи 83 Кодекса закрепляют, что для проведения текущего ремонта не требуется наличие:

- предпроектной (предынвестиционной) и проектной документации;

- разрешительной документации на строительство;

- аттестатов соответствия, квалификационных аттестатов;

-свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля;

- декларации безопасности на строительные работы.

Статья 85 Кодекса содержит уведомительный принцип в отношении выполнения строительно-монтажных работ. В настоящий момент действует разрешительный принцип.

Заказчик, застройщик, инженер (инженерная организация) при заключении договора на оказание инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью при наличии положительного заключения госстройэкспертизы по проектной документации (в случае, когда госстройэкспертиза проектной документации не является обязательной,– при наличии проектной документации) направляют в органы государственного строительного надзора уведомление о выполнении строительно-монтажных работ в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор.

Выполнение строительно-монтажных работ без направления уведомления о выполнении строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора запрещается, за исключением выполнения таких работ на объектах, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор. Перечень объектов, по которым не требуется направление уведомления о выполнении строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Регулирование вопросов продолжительности строительства

Статья 86 Кодекса содержит нормы продолжительности строительства объекта и срок эксплуатации (службы) объекта.

Так, порядок определения продолжительности строительства объекта и срока эксплуатации (службы) объекта устанавливается строительными нормами. Датой начала течения продолжительности строительства объекта является дата начала строительства объекта, указанная в договоре строительного подряда или решении застройщика при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами (пункт 4 и 5 статьи 86 Кодекса).

В настоящее время продолжительность строительства определяется как период времени от даты начала разработки предпроектной документации да даты приемки объекта строительства в эксплуатацию.

Течение продолжительности строительства объекта приостанавливается на период приостановления строительства либо консервации объекта незавершенного строительства (пункт 6 статьи 86).

Кодекс предусматривает ограничение по количеству и сроку приостановления строительства. Приостановление строительства зависит от сроков строительства и может осуществляться при наличии обоснованных причин при сроке строительства (статья 100 Кодекса):

  • до одного года- не более двух раз в течение срока строительства;
  • от одного года до двух лет- не более трех раз в течение срока строительства;
  • свыше двух лет- не более четырех раз в течение срока строительства.

Приостановление строительства пожилым домам может осуществляться не более трех раз в течение срока строительства. Срок приостановления строительства недолжен суммарно превышать трех месяцев. Местные исполнительные и распорядительные органы по заявлению заказчика, застройщика вправе разово продлить срок приостановления строительства дополнительно на срок до двух месяцев.

Разработчик проектной документации и подрядчик обязаны обеспечить безопасность объекта в течение срока его эксплуатации (службы), а в случае, если этот срок не указан в проектной документации,– в течение 20лет при условии соблюдения пользователем правил эксплуатации объекта (пункт 7 статьи 86).

Объекты- долгострои

Статья 87 Кодекса закрепляет понятие объект-долгострой. Под объектом-долгостроем понимается объект незавершенного строительства, строительная деятельность по которому осуществляется более трех лет, за исключением объектов, по которым срок выполнения строительно-монтажных работ составляет более трех лет. Расходы по приемке в эксплуатацию объектов-долгостроев осуществляются за счет:

средств республиканского бюджета;

средств местного бюджета;

иных источников.

Белявский Сергей

Директор юридической компании ООО «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов

Вощило Дмитрий, юрист юридической компании ООО «Экономические споры», медиатор

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Юридические услуги
Остались вопросы?