ПРОСТОЙ ОПЛАЧИВАЕТСЯ

Моя практика


ПРОСТОЙ ОПЛАЧИВАЕТСЯ
С.Ч. Белявский, по состоянию на 21.11.2014

Аннотация

Если погрузка (выгрузка) и операции, связанные с таможенным оформлением, специализированным контролем грузового автомобиля, занимают больше предусмотренного законодательством или договором времени, то возникает сверхнормативный простой автомобиля.

В договорах международной перевозки грузов довольно часто стороны предусматривают фиксированную ответственность заказчика сторон за простой в виде штрафов.

С точки зрения доказывания следует различать два основных вида простоя: простой при погрузке (разгрузке) и простой при таможенном оформлении.

Рассмотрим подробнее порядок фиксации каждого из видов простоя.

Основанием для предъявления перевозчиком претензии к заказчику автомобильной перевозки за простой автомобиля на погрузке (разгрузке) служат отметки в товаросопроводительных документах (товарно-транспортная накладная (ТТН), путевой лист, карта простоя и т.п.).

Время, дата прибытия и дата убытия автомобиля на погрузку (разгрузку), а также время простоя автомобиля при внутриреспубликанской перевозке должны быть указаны грузоотправителем (грузополучателем) в графах 15 - 17 раздела II "Погрузочно-разгрузочные операции" товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 "Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная" (далее - постановление N 192).

Дата и время прибытия автомобиля проставляются заказчиком (грузоотправителем) в разделе "Выполнение задания" путевого листа по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке оформления транспортных документов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 26.11.2010 N 138 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления транспортных документов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь" (далее - Инструкция N 138), и заверяются его подписью и печатью.

При международной перевозке фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытия из-под погрузки должны быть отмечены в графе 22 международной товарно-транспортной накладной "CMR" (далее - CMR-накладная) и заверены подписью (с расшифровкой) и штампом отправителя. Время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах в этом случае должно быть указано получателем в графе 24 CMR-накладной.

Указанные выше требования содержатся в Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением N 192, Инструкции N 138, Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR", утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь".

Названные выше документы в силу правила допустимости доказательств (ст. 104 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК)) относятся к надлежащим средствам доказывания. Отсутствие соответствующих отметок в названных разделах может влечь утрату перевозчиком права на взыскание штрафа за простой.

Полный текст