ПЕРЕВОЗЧИК ИЛИ ЭКСПЕДИТОР - КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ПОВРЕЖДЕНИЕ И УТРАТУ ГРУЗА?

Моя практика


ПЕРЕВОЗЧИК ИЛИ ЭКСПЕДИТОР - КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ПОВРЕЖДЕНИЕ И УТРАТУ ГРУЗА?
С.Ч. Белявский, по состоянию на 15.08.2011

Аннотация

Транспортная экспедиция и перевозка - самостоятельные институты гражданских правоотношений.

Определение перевозки и экспедиции дается в нескольких правовых актах. В статье 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) указано, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В отличие от перевозки в статье 755 ГК указано, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В статье 1 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 N 124-З "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон) даны определения участников транспортно-экспедиционных правоотношений:

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора;

экспедитор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, т.е. вид предпринимательской деятельности экспедитора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг, т.е. услуг, связанных с организацией и (или) обеспечением перевозки груза одним или несколькими видами транспорта.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг приведен в статье 8 Закона. Важно отметить, что в перечне услуг непосредственно перевозка отсутствует. Это указывает на особый порядок правового регулирования отношений сторон по перевозке грузов. Одним из последствий подобного разграничения является и распределение бремени ответственности за груз между перевозчиком и экспедитором. В соответствии со статьей 27 Закона экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора. В случае, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью (утратой, недостачей, повреждением (порчей)) груза, предъявляются перевозчику в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору.

Порядок фиксации факта недостачи, повреждения и иных обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащей перевозке груза, и рассмотрения подобных претензий дан в главе 9 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 (далее - Правила). Согласно Правилам в случае возникновения разногласий между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки, вызванных несохранностью груза при автомобильной перевозке, оформляется акт о несохранности груза при автомобильной перевозке, а при других обстоятельствах - акт о разногласиях между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки в соответствии с приложениями к Правилам.

Полный текст