Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.
Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-25 лет
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ СОПУТСТВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ: НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
18.01.2010
Закон Республики Беларусь от 08.11.1994 N 3373-XII "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон "Об аудиторской деятельности") подразделяет аудиторские услуги на непосредственно аудит и сопутствующие аудиту услуги. В практике осуществления предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования часто прибегают к помощи сторонних специалистов по выполнению сопутствующих аудиту услуг. Статья 2 Закона "Об аудиторской деятельности" дает примерный перечень видов таких услуг. Это услуги по:
- оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
- постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
- составлению деклараций о доходах и имуществе;
- анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
- консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
- информационному обслуживанию;
- автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
- оценке предпринимательских рисков;
- разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
- проведению маркетинговых исследований;
- обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Законодательными актами могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги.
Сопутствующие аудиту услуги оказываются с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к соответствующим услугам.
Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
Основной вопрос при выполнении сопутствующих аудиту услуг - это оценка их качества и оформление соответствующих документов, подтверждающих факт надлежащего (ненадлежащего) выполнения услуг. Может возникнуть ситуация, при которой, по мнению заказчика, составление бухгалтерской отчетности выполнено неполно или ненадлежащим образом, в связи с чем он отказывается их оплатить.
Попробуем разобраться, как следует поступить аудитору в этой ситуации?