Исполнение судебного постановления о взыскании долга за счет бюджета. Возможно ли исполнительное производство?


Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.

Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет

Исполнение судебного постановления о взыскании долга за счет бюджета. Возможно ли исполнительное производство?
Полещук В.Н., 03.11.2022

У некоторых взыскателей может возникать сложность в предъявлении к исполнению исполнительного документа на взыскание долга за счет средств бюджета. Однако, сделать это не так сложно. По общему правилу взыскатель может предъявить исполнительный документ как самостоятельно, так и обратившись с заявлением о возбуждении исполнительного производства в орган принудительного исполнения.

В соответствии с ч.3 ст.42 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) предварительное предъявление требования непосредственно к должнику при этом не является обязательным. Кроме того, важно знать, что исполнительный документ и прилагаемые документы предъявляются для исполнения не к самому должнику, а в местный финансовый орган (п.1-7 ст. 109-2 Бюджетного кодекса).

Вместе с тем, взыскатель вправе обратиться в орган принудительного исполнения (к судебному исполнителю) с заявлением о возбуждении исполнительного производства и направлении исполнительного документа в соответствующий финансовый орган для его исполнения. Это право взыскателя закреплено в п. 2 ст. 109-1 Бюджетного кодекса. К заявлению необходимо приложить документы, указанные в вышеназванном пункте.

Возвращение судебным исполнителем исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства является неправомерным. И вот почему. Одним из оснований для возврата исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства является то, что документ не подлежит исполнению в соответствии с Законом (ч.7 ст.45 Закона). Однако, Закон не содержит императивного запрета возбуждать исполнительное производство при взыскании денежных средств за счет средств бюджета.

В Бюджетном кодексе вопросы исполнения судебных постановлений за счет средств бюджетов описаны в ст. 109-1 и 109-2. В них определено какой орган исполняет исполнительный документ и в какой срок, порядок действий распорядителей бюджетных средств и финансовых органов, закреплено право граждан и юридических лиц на обращение для исполнения судебного постановления в местный финансовый орган по территориальности, требования к прилагаемым документам и др. При этом, указанные статьи Бюджетного кодекса также не содержат запрета на обращение к судебному исполнителю для возбуждения исполнительного производства.

Следовательно, обращение с заявлением о возбуждении исполнительного производства не противоречит законодательству, и взыскатель может взыскать долг из средств бюджета путем обращения в орган принудительного исполнения. Это подтверждается и недавней практикой Судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда (далее – СКЭД). Примечательно, что при разрешении дела СКЭД также основывался на ответах Министерства финансов и Национального банка на официальный запрос суда, подтвердивших правомерность исполнения судебного постановления в рамках исполнительного производства.

Пример из практики

Как следует из материалов дела, ОАО «Взыскатель» обратилось в суд с жалобой на постановление судебного исполнителя о возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства.

Судом первой и апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы было отказано.

ОАО «Взыскатель» обратилось с кассационной жалобой в СКЭД об отмене постановлений нижестоящих судов и вынесении нового постановления по делу.   Заявитель полагает, что бюджетным законодательством урегулирован порядок исполнения предъявленных им исполнительных документов в порядке, предусмотренном статьями 109-1, 109-2 Бюджетного кодекса (далее – БК), в том числе и в рамках исполнительных производств, возбужденных в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве» (далее-Закон), а п. 2 ст. 109-1 БК предусмотрена возможность органа принудительного взыскания направлять исполнительный документ для исполнения в соответствии с БК по ходатайству взыскателя. ОАО «Взыскатель» обращалось с заявлениями о возбуждении исполнительных  производств на основании судебных  приказов  в отношении должника – юридического лица.

 

Судебный исполнитель исходил из того, что предъявленные судебные приказы не подлежат исполнению в соответствии с Законом, а должны исполняться в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 109-2 БК. Ранее главный судебный исполнитель  отказал ОАО «Взыскатель» в удовлетворении жалоб и поддержав выводы судебного исполнителя.

Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая ОАО «Взыскатель»,

Исходили из того, что исполнительные документы о выплате денежных средств за счет казны административно-территориальной единицы не подлежат исполнению в соответствии с Законом, а могут быть исполнены в порядке предусмотренном БК.

СКЭД признала незаконными и необоснованными выводы нижестоящих судов о правомерности возврата судебным исполнителем судебных приказов без возбуждения исполнительного производства и удовлетворила жалобу  ОАО «Взыскатель».

В соответствии с абзацем   7  ст.  45 Закона судебный исполнитель возвращает исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства, если документ не подлежит исполнению в соответствии с данным Законом либо не соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию исполнительных документов, установленным статьей  11 Закона, либо не является исполнительным документом.

В силу ст. 10 Закона судебные приказы являются исполнительными документами, подлежащими исполнению в порядке, установленном Законом. Частью 2 ст. 2 Закона определено, что если законодательными актами установлены особенности исполнения исполнительных документов, то положения Закона применяются с учетом изъятий, установленных ими.

Для исполнения судебных постановлений по обращению взыскания на средства республиканского и местных бюджетов предусмотрены особенности, закрепленные в статьях 109-1, 109-2 БК. СКЭД указала, что совокупный анализ названных норм Закона и БК позволяет сделать вывод о том, что бюджетное законодательство, а также законодательство об исполнительном производстве не исключают возможности исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетов в рамках исполнительного производства. При этом исполнение таких исполнительных документов судебным исполнителем следует производить в порядке, предусмотренном статьей 109-2 БК.

Правомерность таких выводов подтверждается позицией  Министерства  юстиции Республики Беларусь, Национального  банка  Республики Беларусь, которые информировали суд об этом в поступивших ответах на запросы суда. 

Таким образом, обращение к судебному исполнителю о возбуждении исполнительного производства при обращении взыскания на денежные средства бюджетов возможно и правомерно. Это право взыскатель может реализовать наравне с самостоятельным непосредственным обращением в местный финансовый орган. Однако, в любом случае взыскателю необходимо получить в суде и приложить к исполнительному документу надлежащим образом заверенную судом копию судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ (п.2 ст. 109-1 БК). Отсутствие надлежаще заверенной судом копии такого судебного постановления будет препятствием для исполнения исполнительного документа, поскольку влечет возврат исполнительного документа без исполнения на основании п. 3 ст. 109-1 БК.

Белявский С.Ч.

Директор юридической компании «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда

Полещук В.Н.

Юрист юридической компании «Экономические споры»

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Закажите бесплатный звонок и наши специалисты проконсультируют Вас по любым правовым вопросам, касающимся Вашего бизнеса