Cмарт-контракт


Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.

Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет

Как предъявить претензию по смарт-контракту
Кобринец М.В., 23.01.2023

Смарт-контракт определяется как программный код, который необходим для автоматизированного совершения и (или) исполнения сделок, совершения иных юридически значимых действий (п. 9 Приложения №1 к Декрету Президента N 8 "О развитии цифровой экономики").

В то же время кроме самого смарт-контракта (программного кода), сама сделка имеет также:

  • описание смарт-контракта (текстовый комментарий, включенный в код смарт-контракта, изложенный на одном из государственных языков РБ). Такое описание является офертой. Исполняя смарт-контракт, сторона ее акцептирует;
  • форму внешнего представления (подтверждение совершения и (или) исполнения сделки на бумажном носителе либо вывод подтверждения на экран устройства).

При этом предоставление на бумажном носителе обеспечивается владельцем смарт-системы на основании запроса участника сделки. (ч. 2 подп. 8.2 п. 8, ч.1 - 2 п. 12 Постановления Правления Нацбанка от 24.12.2020 N 428).

Таким образом, подтверждение факта заключения и исполнения контракта можно получить на бумажном носителе у владельца смарт-системы, что позволяет сторонам подтвердить как факт заключения сделки, так и факт ее исполнения (ч. 3 п. 12 постановления Правления Нацбанка Национального банка Республики Беларусь от 24.12.2020 N 428).

Таким образом фактически мы имеем дело с простой письменной формой договора (описание смарт-контракта, акцептированное сторонами), совершенной на основании законодательства Республики Беларусь. Следовательно, в соответствии со статьями 7, 10 ГК, сторона смарт-контракта имеем право на судебную защиту гражданских прав. В описании смарт-контракта могут содержаться порядок предъявления претензии, равно как и может быть определена договорная подсудность. Если никаких особенностей не предусмотрено, то претензия предъявляется по юридическому адресу ответчика в соответствии с требованиями, установленными в Приложении к ХПК. Общий срок рассмотрения претензии – 30 дней с момента ее получения.

Иск предъявляется в соответствии с общими правилами подсудности, руководствоваться необходимо ХПК.

Белявский С.Ч.

Директор юридической компании «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», рекомендованный арбитр МКАС «Палата арбитров при Союзе юристов», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда.

Кобринец М.В.

Налоговый консультант, заместитель директора юридической компании «Экономические споры»

Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/

Закажите бесплатный звонок и наши специалисты проконсультируют Вас по любым правовым вопросам, касающимся Вашего бизнеса