- Отзывы
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Строительные споры
- Проектные споры
- Корпоративное право
- Арендные споры
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Налоговые споры
- Таможенные споры
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Корпоративное обучение
- Иск за 10 минут
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
-
- Услуги
- Экономические споры
- Онлайн - консультация
- Взыскание задолженности
- Составление иска
- Международный коммерческий арбитраж
- Иностранный суд
- Строительные споры
- Проектные споры
- Корпоративное право
- Арендные споры
- Интеллектуальная собственность
- Споры в сфере грузоперевозок
- Защита деловой репутации
- Налоговая консультация
- Налоговые споры
- Таможенные споры
- Составление заявлений о банкротстве
- Защита персональных данных организации
- Разработка договора
- Получение лицензии
- Лицензирование фармацевтической деятельности
- Третейский суд
- Медиация
- Корпоративное обучение
- Иск за 10 минут
- О нас
- Кейсы
- Контакты
- Полезная информация
- Новости
- иск за 10 минут
Отзывы
- Услуги
Признание и приведение в исполнение решений хозяйственного суда в зарубежных государствах
Пытаетесь сами найти решение проблемы? Лучше доверьтесь профессионалам.
Онлайн-консультация 30 мин от юриста с опытом 15-20 лет
(См. также: часть 1 данной статьи)
Литовская Республика
Решения судов Республики Беларусь признаются в Литовской Республике на основании Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Вильнюсе 20.10.1992) (далее - Договор с Литвой).
В ч. 1 ст. 809 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК Литвы) Литвы указано, что решения судов иностранных государств могут быть исполнены в Литве только после того, как их признает Апелляционный суд Литвы.
В соответствии с Договором с Литвой ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции. Ходатайство, поданное в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, отправляется суду, компетентному вынести решение по ходатайству, то есть Апелляционному суду Литвы.
К ходатайству прилагается его перевод на литовский язык. Также к ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:
1) заверенную судом копию решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения;
2) документ, из которого вытекает, что ответчику, не принявшему участия в процессе, было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено уведомление о вызове в суд;
3) удостоверенные переводы вышеуказанных документов.
Исполнение решений судов регламентируется ст. 583 - 779 ГПК Литвы, Законом Литовской Республики от 09.05.2002 N IX-876 "О приставах Литовской Республики" и Инструкцией по исполнению решений, утвержденной приказом Министра юстиции Литвы от 31.12.2002 N 432.
С 01.01.2003 в Литовской Республике исполнение решений судов (арбитражей) передано в компетенцию частных приставов.
Исполнительные листы по признанным и разрешенным к исполнению в Литовской Республике решениям иностранных судов и арбитражей выдает Апелляционный суд Литвы и направляет взыскателю, если в прошении признать решение взыскатель указывает, что признание решения необходимо для исполнения в Литовской Республике (ст. 774 ГПК Литвы).
Таким образом, после того как конкретное решение иностранного суда или арбитража определением Апелляционного суда Литвы признано и разрешено к исполнению на территории Литовской Республики, взыскатель должен предоставить выданный исполнительный лист выбранному им судебному приставу, на территории деятельности которого должник имеет место жительства или находится юридическое лицо либо находится имущество должника.
К передаваемому для исполнения исполнительному листу прилагается копия определения, которым решение иностранного суда или арбитража признано и разрешено его исполнять в Литовской Республике (ст. 775 ГПК Литвы).
В соответствии со ст. 606 ГПК Литвы исполнительные листы по решениям судов могут быть представлены на исполнение в течение десяти лет с момента вступления в силу решения суда.
Найти информацию об адресах контор судебных приставов Литвы можно также на интернет-сайте http://www.antstoliai.lt/?act=antst&type=city.
Действующая в Литве система частных приставов обязывает взыскателя при предъявлении исполнительного документа для исполнения авансировать приставу исполнительные расходы. Поэтому взыскатели, которые знают о безнадежности взыскания, к приставам не обращаются.
Исполнительные расходы подразделяются на:
- расходы администрирования дела;
- исполнительные расходы, связанные с выполнением отдельных исполнительных действий;
- вознаграждение судебному приставу за исполнение исполнительного документа (его части).
Взыскатель, предоставляя для исполнения исполнительный документ, обязан оплатить судебному приставу расходы администрирования дела. Расходы администрирования дела возвращаются взыскателю, если судебный пристав отказывается принять исполнительный документ.
Вознаграждение судебному приставу взыскивается с должника. Размеры исполнительных расходов установлены приказом Министерства юстиции Литовской Республики от 31.12.2002 N 432 "Об утверждении Инструкции по исполнению решений". Так, например, при взыскиваемой сумме от 4000 до 5000 литовских литов расходы администрирования дела составят 100 литов, а вознаграждение судебному приставу за исполнение исполнительного документа (при взыскании всей суммы) - 16% от суммы, но не менее 680 литовских литов.
Латвийская Республика
Правовые основания для признания и приведения в исполнение решений белорусских хозяйственных судов заложены в статьях 50 - 56 Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Минске 21.02.1994) (далее - Договор с Латвией). Согласно ст. 50 и 51 Договора с Латвией договаривающиеся стороны взаимно признают и исполняют вступившие в законную силу решения учреждений юстиции по хозяйственным делам. Рассмотрение ходатайств о разрешении исполнения решений входит в компетенцию судов договаривающейся стороны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение. Ходатайство о разрешении исполнения подается в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции, и в случае необходимости направляется суду, компетентному вынести решение по ходатайству. Так же как и по Договору с Литвой, сношения между судами Республики Беларусь и Латвийской Республики осуществляются через центральные учреждения юстиции.
Реквизиты ходатайства определяются по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой должно быть осуществлено исполнение.
В соответствии со ст. 636 Гражданского процессуального закона Латвийской Республики (далее - ГПЗ Латвии) постановление иностранного суда представляется для признания в течение трех лет со дня вступления в законную силу. Ходатайство о признании постановления иностранного суда подсудно для рассмотрения районному (городскому) суду, на территории которого постановление подлежит исполнению (ст. 637 ГПЗ Латвии).
В соответствии со ст. 52 Договора с Латвией предусмотрено, что к ходатайству о разрешении исполнения необходимо приложить:
1) заверенную судом копию решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не вытекает из текста самого решения, а также справку в случае частичного исполнения решения;
2) документ, из которого вытекает, что не принявшему участия в процессе ответчику было своевременно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено уведомление о вызове в суд.
Дополнительные требования устанавливаются ст. 637 ГПЗ Латвии, в соответствии с которой надо также направить в суд заверенный перевод ходатайства и вышеупомянутых прилагаемых к нему документов на латышский язык; копии ходатайства и приложенных к нему документов для выдачи сторонам.
В соответствии с ГПЗ Латвии процедура признания решения иностранного суда оплачивается пошлиной. За разрешение вопроса о признании решения белорусского суда на территории Латвии взыскатель должен будет заплатить 20 латов. Расходы за оплату пошлины после удовлетворения ходатайства о признании иностранного решения латвийский суд может возложить на ответчика.
В соответствии со ст. 56 Договора с Латвией в признании судебного решения или в исполнении может быть отказано в следующих случаях.
1. Если согласно законодательству Республики Беларусь решение не вступило в законную силу или не подлежит исполнению, за исключением случаев, если решение подлежит исполнению до вступления в законную силу.
2. Если лицо, возбудившее ходатайство, или ответчик по делу не приняли участия в процессе в результате того, что им или их уполномоченным (представителям) не был своевременно и должным образом вручен вызов в суд.
3. Если по тому же правовому спору между теми же сторонами на территории Латвийской Республики было уже ранее вынесено решение, вступившее в законную силу, или если учреждением Латвийской Республики было ранее возбуждено и прекращено производство этого дела.
4. Если согласно положениям Договора с Латвией, а в случаях, не предусмотренных Договором с Латвией, согласно законодательству Латвийской Республики дело относится к исключительной компетенции ее учреждений.
5. Если истек срок давности исполнения решения.
Принудительное исполнение судебных решений на территории Латвии осуществляют судебные исполнители. Их деятельность регулируется ГПЗ Латвии и Законом о судебных исполнителях Латвийской Республики.
По общему правилу исполнительный документ (далее - приказ) необходимо вручать судебному исполнителю, чье должностное место относится к тому участку, в пределах которого должник проживает, либо где находится его юридический адрес (при условии, что должник - юридическое лицо), либо где находится собственность должника или его рабочее место. Также каждый судебный исполнитель вправе принимать приказы в отношении должников, находящихся на той территории окружного суда, на которой работает судебный исполнитель. Список судебных исполнителей Латвии можно найти на сайте www.lzti.lv.
Выданный латвийским судом исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению в течение 10 лет со дня вступления решения в законную силу (ст. 546 ГПЗ Латвии).
Взыскатель, направляя приказ судебному исполнителю, должен, руководствуясь ст. 570 или 572 ГПЗ Латвии, указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства, какие именно действия по исполнению должен произвести судебный исполнитель. Это своего рода формальность, так как, например, ст. 572 ГПЗ Латвии содержит обобщенное описание порядка обращения взыскания на собственность должника - юридического лица: списание денежных средств со счета должника в банке, а в случае невозможности полного удовлетворения требований приказа за счет безналичных денежных средств - обращение взыскания на иное имущество. Статья 570 ГПЗ Латвии касается порядка обращения взыскания на собственность физических лиц. Заявление должно быть составлено на латышском языке.
Одновременно с подачей приказа взыскатель должен уплатить государственную пошлину в государственный бюджет Латвии в размере 2 латов. На практике латвийские судебные исполнители возвращают исполнительные документы только в случае, когда не уплачена пошлина. И хотя судебные исполнители в Латвии имеют право требовать от взыскателя авансировать расходы, связанные с исполнением решения, чаще всего они не прибегают к этой мере, а удерживают их с сумм, взыскиваемых с должника.
Кроме того, ст. 39 и 567 ГПЗ Латвии предусмотрено, что взыскатель должен оплатить расходы, связанные с исполнением решения суда, в размере, достаточном для начала процедуры принудительного исполнения. В дальнейшем в процессе исполнения в соответствии с расчетами судебного исполнителя взыскателю, возможно, придется дополнительно оплачивать расходы, связанные с исполнением решения.
В целом расходы, связанные с исполнением решения, состоят из вознаграждения судебного исполнителя и расходов, необходимых судебному исполнителю для исполнения должностных действий.
Размер вознаграждения определяется в соответствии с таксой. Таксы установлены Кабинетом Министров Латвийской Республики в Правилах от 28.12.2004 N 1075 "О таксах должностного вознаграждения присяжных судебных исполнителей".
За каждое должностное действие присяжного судебного исполнителя платится должностное вознаграждение. Так, например, за составление и отправку или выдачу постановления или повестки взимается 5,25 латов; за составление акта об исполнительных действиях по исполнению исполнительного документа или составление акта констатации - 5,25 латов; за составление акта описи имущества и совместного имущества с целью раздела или по делу о наследстве в соответствии с количеством описанных позиций до 10 позиций - 26 латов, от 11 до 50 позиций - 46,90 латов; за проведение публичного аукциона независимо от результата аукциона - 93,70 латов и т.п.
Если после возбуждения исполнительного производства судебный исполнитель констатирует, что должник исполнил свои обязательства до подачи исполнительного документа, таксы удерживают со взыскателя.
Статья 552-1 ГПЗ Латвии предусматривает, что если исполнительный документ предъявлен взыскателем без оплаты государственной пошлины и других расходов, связанных с исполнением решения, то судебный исполнитель должен указать взыскателю, что именно он должен сделать, и установить срок для исправления недостатков, который не может составлять меньше чем 10 дней. Если пошлина и расходы будут перечислены в пределах установленного срока, то исполнительное производство считается возбужденным со дня, когда исполнительный документ поступил судебному исполнителю. Если взыскатель в пределах определенного ему срока не выполняет указания судебного исполнителя, то исполнительный документ считается непредъявленным и возвращается взыскателю.
Государства, с которыми отсутствуют подписанные
международные соглашения
В случае отсутствия соглашения о правовой помощи между Республикой Беларусь и иностранным государством, то есть если государства не договорились о взаимных гарантиях признания и приведения в исполнение судебных решений, испрашивать признания и принудительного исполнения судебных постановлений хозяйственных судов Республики Беларусь возможно только со ссылкой на общепризнанные в международном праве принципы взаимности и вежливости.
Ходатайство о признании и принудительном исполнении решения хозяйственного суда Республики Беларусь в государстве, с которым Республика Беларусь не состоит в договорно-правовых отношениях по вопросам признания и принудительного исполнения решений, следует оформлять в соответствии с требованиями национального законодательства страны исполнения. Примерная форма и содержание ходатайства изложены в подп. 3.5 п. 3 раздела III Методических рекомендаций "О правовой помощи при разрешении хозяйственных (экономических) споров и исполнении судебных постановлений с участием иностранных лиц", утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 18.10.2006 N 90 (далее - Методические рекомендации).
К ходатайству следует приложить судебное решение, исполнение которого испрашивается; официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению; документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности; доказательства извещения другой стороны в процессе; иные документы, относящиеся к данному исполнению. Ходатайство и все документы, прилагаемые к нему, должны сопровождаться официально заверенным переводом на государственный язык государства, в котором должно происходить исполнение. Перевод и заверение ходатайства и документов осуществляются в соответствии с правилами, изложенными в подп. 1.2 п. 1 раздела II Методических рекомендаций. Документы излагаются или переводятся, как правило, на государственный язык запрашиваемого государства.
Следует обратить внимание, что направляемые документы подвергаются процедуре легализации, порядок которой урегулирован Инструкцией об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 16.08.2010 N 16 "Об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь".
Исключение составляют государства, подписавшие Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, заключенную в г. Гааге 05.10.1961. В этом случае заверение производится путем проставления апостиля.
Полный текст
Использование материалов возможно только с указанием ссылки на сайт https://e-sud.by/
Спасибо! Ваше сообщение принято. Мы перезвоним Вам в кратчайшее время.
Не удалось отправить сообщение!
Неверный формат e-mail