НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕЙ ЗА РУБЕЖОМ

Моя практика


НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕЙ ЗА РУБЕЖОМ
С.Ч. Белявский, по состоянию на 22.03.2007

Аннотация

В настоящее время во многих странах считается, что партийная принадлежность не может служить препятствием для назначения судей. Вообще же лица с какими-либо крайними взглядами, например, слишком приверженные идее правопорядка или, наоборот, слишком снисходительные к преступлениям, имеют меньше шансов быть назначенными на занимаемую должность. Как и человек особо прогрессивных или особо реакционных политических взглядов не может надеяться получить судейское место.

В США существует 51 судебная система - федеральная судебная система и судебные системы штатов. В федеральные суды судьи назначаются президентом (в Верховный Суд - с согласия сената), а в суды ряда штатов - губернаторами штатов. Однако в большинстве штатов США (в 40 из 50) судьи избираются населением. Причем в 12 штатах избираются все судьи, а в 30 - судьи для рассмотрения дел в судах ограниченной компетенции (политические, магистратские суды, суды правосудия и муниципальные суды). Эти судьи низшего звена в различных штатах избираются на сроки от двух до шести лет. Как правило, они не имеют юридического образования. Мировые судьи рассматривают малозначительные гражданские дела, а также дела об уголовных преступлениях, за которые грозит не менее одного месяца лишения свободы и штраф не менее 100 долларов.

В США подбор кандидатов на должность судей проводит специальный отдел Министерства юстиции. Вообще же президент принимает во внимание рекомендации, исходящие от различных общественных группировок, а также от отдельных лиц, включая сенаторов и политических лидеров.

В Германии, являющейся по своей структуре федеральным государством, судьи общих и специальных судов назначаются на должность. Избираются лишь члены Конституционного суда (половина избирается бундестагом, половина - бундесратом).

В Австрии большинство судей назначается на должность президентом республики; некоторые категории судей (в частности, мировые) назначаются министром юстиции. Разумеется, назначению на судейскую должность предшествует подбор кандидатов, осуществляемый уполномоченными на то органами.

В Италии существует Высший совет магистратуры Италии. В его задачи входит решение всех вопросов, касающихся судей, их подбор, продвижение по службе, перевод, дисциплинарная ответственность, отставка. Этот совет обязан уделять равное внимание как охране независимости судей, так и поддержанию их соответствующего профессионального и морального уровня. Как отмечает директор Центра исследования в области судоустройства Италии профессор Джузеппе де Федерико, достичь этого нелегко, ибо большинство членов Высшего совета магистратуры в Италии выбирается самими судьями: "Это практически ослабляет контроль за квалификацией кандидатов на судейские должности... Между тем важно, чтобы власть Высшего совета была использована не в интересах отдельных судей, а лишь в общественных интересах".

В Германии отбором кандидатов занимается соответствующий федеральный министр совместно со специальным комитетом, состоящим из соответствующих министров всех германских земель и 11 членов, избираемых бундестагом. Если речь идет о Верховном суде и других общих судах, то в качестве министров выступают федеральный министр юстиции и министры юстиции земель. Если же речь идет о специальных судах, состав министров иной. Например, при подборе кандидатов в федеральный суд по трудовым делам - федеральный и земельный - министры труда, в федеральный финансовый суд - министры финансов и т.д. Лишь лица, предложенные (выбранные) этим комитетом, могут быть назначены президентом ФРГ на судейскую должность.

В федеральной судебной системе США судьи назначаются президентом с согласия сената. При этом такое назначение является пожизненным и возрастной предел, по достижении которого судья обязан оставить должность, не установлен. Кандидат должен быть американским гражданином, иметь юридическое образование и безупречное поведение. Определенное значение имеет и характер кандидата на должность судьи. В пункте 21 Канонов судебной этики США сказано: "Правосудие не должно отправляться лицами, которые по характеру своему несовместимы с этой должностью". Кроме того, для выяснения вопроса о том, отвечает ли кандидат на судейскую должность всем предъявляемым требованиям, Министерство юстиции предварительно проводит большую негласную проверку (собираются различные документы, посылаются запросы в государственные учреждения и организации и т.д.). К такой проверке привлекается даже ФБР для изучения личных и профессиональных качеств кандидата.

Во Франции комплектование кадров судей проводится по нескольким каналам:

- "прямое назначение" на должность судей лиц, имеющих высшее юридическое образование и определенный стаж службы на правовых, административных или военных должностях;

- временное привлечение на работу в качестве судьи (на три, пять или семь лет) пенсионеров, ранее занимавших должности магистратов (судей или прокуроров) или другие должности по юридической специальности;

- назначение на судейские должности выпускников Национальной школы магистратов (судей или прокуроров) или другие должности по юридической специальности;

- назначение на судейские должности выпускников Национальной школы магистратов (часть слушателей этой школы набирается без конкурса).

Для поступления в Национальную школу магистратов, готовящую как судейские, так и прокурорские кадры (продолжительность обучения 28 месяцев), предусмотрены следующие требования:

- наличие высшего юридического образования;

- нахождение во французском гражданстве не менее пяти лет;

- наличие всех гражданских прав;

- безупречная нравственность (отличная репутация);

- вхождение в число военнообязанных;

- состояние здоровья, удовлетворяющее требованиям профессии (отсутствие заболевания, которое давало бы право на длительное освобождение от работы по болезни);

- предельный возраст - 27 лет для поступающих по конкурсу с учетом предыдущего стажа работы по юридической специальности.

Не разрешается назначение на должность судьи лица, которое ранее (если с того момента прошло менее пяти лет) занимало в пределах округа данного апелляционного суда должности адвоката, нотариуса или судебного исполнителя.

В Германии профессиональная способность лица к занятию судейской должности проверяется посредством двух экзаменов. Сдаче первого экзамена должно предшествовать изучение права в университете в течение, по меньшей мере, трех с половиной лет (из них не менее четырех семестров в каком-либо западногерманском университете). Между первым и вторым экзаменами лицо обязано пройти стажировку (подготовительную службу) длительностью не менее двух лет, в течение которых следует проработать:

- в суде - по гражданским делам или в прокуратуре;

- в органе управления;

- у адвоката;

- в ином ведомстве - по выбору стажера (дополнительно в одном из названных выше мест);

- при законодательных учреждениях;

- при одном из специальных судов (административном, финансовом, социальном или трудовом);

- при хозяйственном предприятии, при иностранном или межгосударственном учреждении, при иностранном адвокате и т.п.

Стажировка в каждом из указанных мест продолжается не менее трех месяцев.

От сдачи указанных экзаменов освобождаются лишь ординарные профессора университетов (§ 7 Закона о судьях).

Помимо сдачи экзаменов, к лицу, претендующему на должность судьи, предъявляются следующие требования:

- он должен быть немцем в смысле 116 Основного Закона ФРГ (имеется в виду гражданство, а не национальность);

- он должен дать гарантию того, что в любое время выступит за "свободный демократический строй" в смысле Основного Закона ФРГ (другими словами, он должен быть лояльным по отношению к существующему строю).

В Австрии на должность судьи может быть назначен дееспособный австрийский гражданин с безупречной репутацией, завершивший полный курс юридического образования в университете (с получением диплома). Особенностью австрийского комплекса требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, является получение специального судейского образования (помимо университетского) под руководством судей-наставников.

В ходе специального образования кандидат изучает: криминологию и криминалистику; судебную медицину и судебную психиатрию; психологию; технику (технику дорожного движения, обработку данных); экономические науки (теорию экономики предприятий, счета предприятий, бухгалтерию); правовую социологию.

Практическое образование будущих судей осуществляется с помощью специально выделяемых и закрепляемых за ними судей-наставников, которых назначает коллегия суда.

Наряду с практикой, проводимой при суде и прокуратуре, широко применяется также практическое обучение в других местах (службах), в частности: в канцелярии адвокатуры или финансовой прокуратуры; в органах управления - исполнительных органах, в ведомствах по делам молодежи, в органах помощи условно осужденным, в Министерстве юстиции; в органах исполнения наказания.

Продолжительность специального образования - пять лет. Весь ход специального образования назначения на должность судьи насчитывает семь этапов.

Первый этап включает в себя, как минимум, одногодичную судебную практику под руководством не менее трех судей-наставников с одновременным посещением подготовительных курсов.

На втором этапе производится назначение на должность судьи-стажера Министерством юстиции на основании предложения коллегии Высшего суда земли. Предпосылками для такого назначения являются: завершение полного курса юридического обучения в университете (с получением соответствующего диплома), австрийское гражданство, полная дееспособность, безупречное прошлое, не менее чем одногодичная судебная практика, положительные характеристики не менее трех судей-наставников.

На третьем этапе (после назначения на должность судьи-стажера) осуществляется двухгодичное обучение при суде, прокуратуре или других органах, указанных выше (адвокатуре, органах управления, Министерстве юстиции или в органах исполнения наказания).

Четвертый этап начинается с четвертого года обучения посещением судебной академии. Обучение в судебной академии должно способствовать осуществлению указанных выше целей образования, сориентировать теоретические познания кандидата и его будущую практическую деятельность на правильное применение закона. На этом этапе предусматривается также интенсивное обучение по отдельным отраслям права со следующей вслед за этим специальной судебной практикой. Например:

- двухнедельный курс по земельному праву - затем четырехнедельная практика в земельных органах;

- однонедельный курс жилищного права - четырехнедельная практика в жилищных органах;

- трехнедельный курс исполнительного права - шестинедельный курс практики в исполнительных органах (тюрьме или колонии).

На пятом этапе (пятый год обучения) проводится практика при суде, прокуратуре, адвокатуре либо в одном из перечисленных выше органов управления или исполнения наказания с целью закрепления полученных знаний и навыков.

Шестой этап включает в себя экзамен на должность судьи при Высшем суде одной из федеральных земель.

На последнем седьмом этапе производится назначение на должность судьи. При этом к кандидату, кроме указанных выше требований, предъявляются дополнительные требования: успешное окончание судебной академии, сдача экзамена на должность судьи, получение степени доктора правоведения (экзамен на должность судьи не заменяет требуемой для экзаменующего степени доктора правоведения, которая присваивается после защиты диссертации, близкой по характеру нашей кандидатской).

Система подбора судейских кадров, несмотря на подробное регулирование в законодательстве рассматриваемых стран, все же не лишена недостатков.

Так, американский исследователь Б.Харнетт отмечает, что особая роль, принадлежащая судьям, требует коренного улучшения системы замещения судейских должностей и совершенствования существующей практики подбора кандидатов на эти должности. В судах большинства штатов должность судьи является выборной, причем в разных штатах срок, на который судья избирается, неодинаков: в штате Мерилэнд и федеральном округе Колумбия он составляет 15 лет, в штате Нью-Йорк - 14 лет, Арканзасе, Юге и многих других штатах - всего 6 лет.

На практике при замещении судейской должности путем выборов в штатах, как и при назначении судей федеральных судов, не всегда на пост судьи вступают наиболее подходящие люди.

 

Полный текст