220100, г. Минск, ул. Кульман, д.11, каб. 614
230025, г. Гродно, ул. Калючинская, 23, каб. 202
На связи 24/7

Правовое регулирование ВЭД и зарубежного бизнеса в ЮАР


Предварительная консультация от юриста с опытом 15-25 лет

Правовое регулирование ВЭД и зарубежного бизнеса в Южно-Африканской Республике

Основные характеристики правовой системы ЮАР, влияющие на заключение и исполнение внешнеторговых контрактов

Правовое регулирование ВЭД и зарубежного бизнеса в ЮАР.

Южно-Африканская Республика имеет смешанную правовую систему. В ЮАР соседствует африканское обычное право и нормы романо-голландского и английского общего права. Развитие правовой системы ЮАР было исторически предопределено сменой метрополий. В XVII - XVIII вв. Нидерланды создали правовую систему континентального типа, однако с 1806 г. было установлено британское правление, и отдельные вопросы стали регулироваться общим правом. В настоящее время в правовой системе ЮАР имеют место как англосаксонские, так и континентальные правовые институты. Основные черты смешанной правовой системы ЮАР по заключению и исполнению внешнеторговых контрактов следующие:

1. Романо-голландское право – общее право;

2. Английское право – гражданское право;

3. Законодательство – налоговые и таможенные аспекты;

4. Международное право – двусторонние и многонациональные соглашения;

5. Судебные прецеденты – прецедентное право.

6. Романо-голландское влияние

Романо -голландское право, общее право, оказало большое влияние на принципы, лежащие в основе составления и заключения контрактов. Оно охватывает такие области, как договорное право, неосновательное обогащение и право деликтов. Хотя оно не кодифицировано, законодательный орган включил некоторые соответствующие принципы романо-голландского права в соответствующие законодательные акты. Например, правило Торкуанда включено в раздел 21 Закона «О компаниях» 2008 года («Закон о компаниях»). Речь идет о "правиле внутреннего распорядка", согласно которому лица, осуществляющие операции с компаниями, имеют право предполагать, что внутренние правила компании соблюдаются, даже если это не так.

Влияние английского права

Гражданское право и процесс в значительной степени были обусловлены институтами английского права, которое кодифицировано. Закон «О конкуренции» и Закон о компаниях также являются примерами законодательства, на которое повлияло английское право.

Международное право

Департамент торговли и промышленности ЮАР заключил и продолжает заключать двусторонние и многосторонние соглашения, которые выгодны для внешнеторговых соглашений. Это оказывает прямое влияние на внешнеторговые контракты. Соответствующие нормы инкорпорируются в национальное законодательство. Можно привести Закон «О международной торговле» от 2002 года и другие соответствующие законы и положения, которые регулируют эту область права.

Национальное законодательство

Законодательство, такое как Закон «О внесении изменений в Таможенный и акцизный кодекс» 1995 года и Закон «О налоге на добавленную стоимость» 1991 года, а также двусторонние и многосторонние соглашения между странами играют важную роль в заключении и исполнении внешнеторговых соглашений. Это влияет на налоги и тарифы, применяемые к зарубежным сделкам.

Судебный прецедент – прецедентное право

В кодифицированном праве всегда есть внутренние противоречия и некоторая рассогласованность. Именно по этой причине суды ЮАР наделены обязанностью толковать и развивать закон. Крайне важно понимать, как суды решали подобные вопросы в международных контрактах, чтобы не наступить на те же грабли.

Основные законы ЮАР в области торгового права

Если выбрать пять наиболее важных НПА ЮАР в области торгового права, следует назвать следующие:

1. Закон «О компаниях»

2. Закон «О конкуренции»

3. Закон «Таможне и акцизах»

4. Закон «О налоге на добавленную стоимость»

5. Закон «Об управлении международной торговлей»

6. Закон «О компаниях»

Закон о компаниях регулирует создание, деятельность и роспуск компаний. Он уделяет особое внимание корпоративному управлению, обязанностям исполнительного органа и защите акционеров и учредителей.

Закон регулирует крупные сделки, такие как слияния и поглощения компаний. Совершение данных сделок дополнительно регулируется законами «О конкуренции» и «О ценных бумагах».

Регулирующими органами в сфере корпоративного права являются Комиссия по компаниям и интеллектуальной собственности (CIPC) и Группа по регулированию поглощений, которая подчиняется Министерству торговли, промышленности и конкуренции ЮАР.

Таким образом, в Южной Африке, помимо достаточно схожего с Беларусью правового регулирования сферы корпоративного права, активно участвуют в разрешении возникающих конфликтов специализированные корпоративные институты управления, такие как Комиссия по компаниям и интеллектуальной собственности (CIPC), Комиссия по слияниям и поглощениям (Takeover Tribunal Panel) и соответствующие профессиональные органы, которые обеспечивают соблюдение законов о компаниях и ценных бумагах.

Закон о конкуренции

Южноафриканское законодательство позволяет рынку работать свободно с минимальным вмешательством правительства. Однако правительство установило параметры, гарантирующие, что бизнес не будет злоупотреблять этой свободой. В частности, такие критерии установлены в Законе о конкуренции 1998 года, а его соблюдение обеспечивается Комиссией и Трибуналом по конкуренции.

Комиссия требует от компаний раскрывать определенную информацию в определенных транзакциях/слияниях. Закон запрещает различные формы антиконкурентного поведения, включая ценовой сговор, раздел рынка, мошенничество на торгах и злоупотребление доминирующим положением на рынке и т.п.

Как видим, регулирование достаточно схоже с Республикой Беларусь. В нашей стране данные процедуры регулируются Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», а регулятором выступает МАРТ. В то же время, Южноафриканский закон о конкуренции разработан таким образом, чтобы ограничить вмешательство правительства в деятельность бизнеса. Комиссия и Трибунал по конкуренции ЮАР следят за соблюдением данного разделения сфер влияния.

Таможенное законодательство

Основными нормативно-правовыми актами в сфере таможенного регулирования ЮАР являются:

1. Закон «О таможне и акцизах» 1964 года;

2. Закон «О таможенных пошлинах» 2014 года;

3. Закон «Об управлении международной торговлей» от 2002 года;

4. Договор об Южноафриканском таможенном союзе 2002 г. (SACU).

Южноафриканская таможенная администрация, находящаяся в ведении Южноафриканской налоговой службы (SARS), играет неотъемлемую роль в содействии перемещению товаров, а также граждан через границы Южной Африки. Компетенция состоит в следующем:

1. Обеспечить управление пограничным контролем, защиту населения и промышленности;

2. Администрировать меры торговой политики и отраслевые механизмы защиты;

3. Фискальная функция.

Таможенные расследования, меры торговой защиты, а также контроль импорта и экспорта входят в компетенцию Комиссии по управлению международной торговлей Южной Африки (ITAC).

В состав Южноафриканского таможенного союза входят Республика Ботсвана, Королевство Лесото, Республика Намибия, Южно-Африканская Республика (87% населения ЮАТС, более 92% совокупного валового внутреннего продукта и 87% внешнеторгового оборота) и Королевство Эсватини (Свазиленд).

Результатом Соглашения о таможенном союзе является создание Единой таможенной территории, в пределах которой товары, выращенные, произведенные или изготовленные на ее территории, при ввозе из одного государства-члена в другое освобождаются от таможенных пошлин и количественных ограничений.

Это не включает в себя случаи, когда ограничения на импорт или экспорт в соответствии с любыми национальными законами для защиты местной промышленности или продукции в соответствующем государстве-члене не применяются.

Как видим, структура таможенного регулирования и союзного устройства схожа с белорусской. Отличием является лидирующая роль в таможенном союзе ЮАР, а также предопределенную этим большую автономию в отношении национального таможенного права.

Закон об управлении международной торговлей 2002 года («ITAC»)

Целью ITAC является содействие экономическому росту и развитию для повышения доходов и поощрения инвестиций и занятости в Южной Африке путем создания эффективной и действенной системы для администрирования международной торговли в соответствии с законом и Соглашением о создании Южноафриканского таможенного союза (ЮАТС). Основные функции - таможенные тарифные расследования, торговые средства правовой защиты и контроль импорта и экспорта.

Инструментами торговой защиты являются антидемпинговые меры, компенсационные меры и защитные меры.

Антидемпинговые меры принимаются против наносящего ущерб демпингового импорта. В контексте международной торговли демпинг используется для обозначения ситуации, когда товары продаются на зарубежном рынке по ценам ниже, чем в стране происхождения.

Компенсационные меры применяются против субсидируемого импорта, который угрожает и/или наносит ущерб (например, снижение цен, потеря доли рынка, уменьшение прибыли, сокращение объемов продаж, потеря рабочих мест и т. д.) отечественному производителю.

Защитные меры — это действия против торговли, которые могут считаться справедливыми, но подавляют национальных производителей. Защитные меры применяются против непредвиденного всплеска импорта, который угрожает и/или наносит ущерб отечественным производителям.

Конкретными целями мер торговой защиты являются сохранение и создание рабочих мест, устойчивая индустриализация и международная конкурентоспособность, что соответствует основной цели Закона об управлении международной торговлей.

Ниже приведены некоторые из основных торговых соглашений, договоров, и иностранных правовых актов, в которых участвует и фигурирует Южно-Африканская Республика:

1. Южноафриканский таможенный союз – Таможенный союз

2. Сообщество развития Юга Африки (SADC) – Соглашение о свободной торговле

3. Соглашение о торговле, развитии и сотрудничестве (TDCA) – договор, заключенный между Европейским Союзом и Южной Африкой

4. Закон о росте и возможностях Африки (AGOA) – законодательный акт, одобренный Конгрессом США в мае 2000 года о поддержке стран к югу от Сахары. Действует до 2025 года.

Сравнивая с Республикой Беларусь, отметим, что в нашей стране аналогично основные параметры регулирования ВЭД закреплены в Законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Законом установлен приоритет норм международного права над национальным в сфере ВЭД. Главным и существенным отличием является досточно высокая автономия торговых соглашений Беларуси. Беларусь не является участником большого множества торговых соглашений. Основной вектор взаимодействия строится в рамках Таможенного союза Евразийского экономического союза. Кроме того, Беларусью заключено большое число двусторонних торговых соглашений. Данный подход свойственен многим небольшим экономикам.

Наиболее распространенные формы ведения бизнеса в ЮАР

Пять наиболее распространенных форм ведения бизнеса в Южной Африке:

1. Индивидуальное предпринимательство

2. Партнерство;

3. Компания с личной ответственностью

4. Частная компания (Propriety Limited)

5. Публичная компания (с ограниченной ответственностью)

Рассмотрим отличительные черты каждой организационно-правовой формы.

Индивидуальное предпринимательство

Южноафриканская налоговая служба определяет индивидуальное предпринимательство как бизнес, которым владеет и управляет физическое лицо (физическое лицо). Это не отдельный от владельца субъект хозяйствования. ИП может работать под именем своего владельца или вести бизнес под вымышленным именем.

Процедура открытия ИП максимально упрощена, все решения принимает владелец, он же принимает на себя риски бизнеса в пределах всех своих активов, независимо от того, используются ли они в бизнесе или нет. Т.е. все как в Беларуси.

Партнерство

Партнерство состоит из двух или более человек, которые являются совладельцами и ведут бизнес вместе. Партнеры также объединяют свои деньги для достижения общей цели, делятся специализированными навыками и ресурсами, а также разделяют прибыли и убытки совместнго бизнеса.

Партнерство не является отдельным субъектом хозяйствования или налогоплательщиком. Каждый партнер облагает налогом свою долю прибыли партнерства. Аналог подобного партнерства в Беларуси – договор о товариществе.

В ЮАР существует три различных типа партнерства:

1. Полное/простое товарищество: партнеры несут солидарную ответственность по долгам или прибыли товарищества;

2. Анонимные товарищества: анонимный партнер не известен общественности и несет ответственность перед партнерами по пропорциональной доле;

3. Коммандитное партнерство: партнер является чисто финансовым участником с ограниченной ответственностью, аналогично акционеру в компании. Он разделяет прибыли и убытки, но его ответственность ограничена его конкретным вкладом или согласованной суммой

Компания с личной ответственностью

Компания с личной ответственностью — это частная компания, которая в основном используется «профессиональными ассоциациями», такими как юристы, инженеры и бухгалтеры. Как видим основной сегмент, где применяется данная правовая форма – оказание услуг. А именно сферы бизнеса, где репутация и популярность компании неразрывно связана с личностью ее руководителя. Термин «личная ответственность» означает, что директор компании, а также предыдущие руководители будут нести ответственность за долги компании.

Настоящие и прошлые (где применимо) руководители компании несут солидарную ответственность вместе с компанией за любые долги и обязательства, возникшие в период их пребывания в должности.

Частная компания (ProprietyLimited)

Property Limited или ее аббревиатура (Pty) Ltd относится к компании, основным видом деятельности которой является торговля. Такая компания может существовать бессрочно, независимо от смены участников.

Частные компании должны иметь по крайней мере одного директора и одного учредителя. Директор и учредитель могут быть одним и тем же лицом. Все компании должны иметь Учредительный договор (MOI), в котором излагаются правила, согласованные участниками для управления и ведения бизнеса. Частные компании могут быть зарегистрированы с использованием стандартного или индивидуального MOI. Стандартный MOI предусмотрен законом и интегрирован в процесс регистрации компании в Комиссии по компаниям и интеллектуальной собственности (CIPC). Как видим подобное решение реализуется и у нас - в новой редакции ГК Республики Беларусь, которая вступает в силу с 19.11.2024. С этой даты станет возможным регистрация компаний в ЕГР на основании типовых и индивидуальных уставов.

Преимущество такого типа компании в том, что она является отдельным юридическим лицом от ее участников. Это означает, что она может подавать иски и быть ответчиком в суде от своего имени, имущество владельца не задействовано. Это означает, что кредиторы не могут наложить арест на личное имущество участников. Аналогом частной компании в Беларуси является ООО и ОДО.

Публичная компания

Публичная компания — это компания, котирующаяся на фондовой бирже и имеющая право предлагать свои акции широкой публике. Она должна иметь не менее трех директоров и семи акционеров. Публичная компания может привлекать капитал путем выпуска акций или облигаций для приобретения их любыми участниками фондового рынка. Только публичные компании могут котироваться на Йоханнесбургской фондовой бирже.

Публичные компании должны проходить аудит и должны предоставлять проверенные финансовые отчеты, которые ежегодно представляются акционерам. В зависимости от размера публичной компании, компания может также быть обязана иметь Аудиторский комитет и Социальный и этический комитет.

Подобно описанному выше Pty (Ltd), публичные компании являются отдельными юридическими лицами, которые могут заключать контракты, подавать иски и отвечать по искам от своего имени, отдельно от своих акционеров.

Управление публичной компанией сопряжено со множеством сложностей и требований по соблюдению нормативных требований. Аналогом публичных компаний в Беларуси является ОАО. С поправкой на степень развития фондового рынка и биржевой торговли акциями.

Основные торговые обычаи ЮАР, применяемые во внешнеэкономических контрактах

В Южной Африке торговые обычаи и практика играют решающую роль в формировании внешнеэкономических контрактов. Эти обычаи находятся под влиянием правовой базы страны, экономической политики и международных торговых соглашений.

Обычаи ведения переговоров и заключения договоров

В Южной Африке фаза переговоров по внешнеэкономическим контрактам характеризуется сильным акцентом на взаимном уважении и построении отношений, часто под влиянием культурного принципа «убунту», который пропагандирует общественные ценности и взаимосвязанность. Это контрастирует с более транзакционными подходами, наблюдаемыми в некоторых других юрисдикциях. Это культурное различие может существенно повлиять на стратегии переговоров, используемые иностранными инвесторами и местными предприятиями.

Для того чтобы договор был действительным, должны присутствовать все элементы общего права контракта. Прозрачность и добросовестность в переговорах имеют важное значение для укрепления доверия между сторонами.

Соблюдение нормативных требований и торговые соглашения

Соблюдение внутренних законов и торговых соглашений, обсуждаемых выше, является не только юридическим требованием, но и обычной практикой, которой должны придерживаться иностранные предприятия для эффективной работы в ЮАР. Несоблюдение может привести к значительным правовым и финансовым последствиям, влияющим на жизнеспособность иностранных инвестиций.

Механизмы разрешения споров

Статья 166 Конституции ЮАР определяет основы организации судебной системы государства. Коммерческие споры согласно процессуальному закону ЮАР по первой инстанции вправе рассматривать Магистратские суды (Magistrates' Courts) – с ценой иска до 100000 рендов (около 5.200 евро) и Высокие суды (High Courts) – с ценой иска свыше 100000 рендов (5.200 евро). По первой инстанции гражданские споры рассматриваются одним судьей. Как правило, это судья, имеющий большой опыт работы.

Обычная практика разрешения споров, возникающих из внешнеэкономических контрактов, часто включает посредничество и арбитраж, отражая предпочтение мирным решениям перед судебным разбирательством. Такой подход поддерживается законом «Об арбитраже», который поощряет использование альтернативных методов разрешения споров (ADR).

К основным арбитражным и медиативным учреждениям страны следует отнести следующие:

1. Арбитражный Фонд Южной Африки (AFSA);

2. Ассоциация арбитров Южной Африки;

3. Разрешение споров Tokiso;

4. Комиссия по примирению, медиации и арбитражу;

5. Китайско-Африканский совместный арбитражный центр (CAJAC) - дочерняя компания AFSA. CAJAC был создан в ответ на рост торговли между Китаем и Африкой и предлагает сторонам спора международные правила, специально разработаные для споров между Китаем и Африкой.

6. Крупнейшие международные арбитражные институты Африки.

Культурная чувствительность и адаптация

Южноафриканские торговые обычаи подчеркивают важность культурной чувствительности и адаптации при заключении внешнеэкономических контрактов. Предприятиям рекомендуется понимать и уважать местные обычаи и практику, которые могут значительно различаться в разных регионах и общинах страны.

Такая культурная осведомленность имеет решающее значение для установления успешных деловых отношений и избежания недоразумений, которые могут поставить под угрозу договорные соглашения. Иностранные компании, демонстрирующие культурную компетентность, часто пользуются более благоприятным отношением со стороны местных партнеров.

Налогообложение и финансовое регулирование

Торговые обычаи ЮАР также охватывают соблюдение местных налоговых законов и финансовых правил, которые являются важнейшими компонентами внешнеэкономических контрактов. Южноафриканская налоговая служба (SARS) взимает различные налоги с иностранных предприятий, включая налог на добавленную стоимость (НДС) и корпоративный налог, которые должны быть учтены в переговорах по контракту.

Понимание местной налоговой среды необходимо для иностранных инвесторов, чтобы обеспечить соответствие и оптимизировать свои финансовые договоренности. Кроме того, таможенные правила, касающиеся импорта и экспорта товаров, должны быть тщательно изучены, чтобы избежать штрафов и обеспечить бесперебойную работу.

Заключение

В целом, правовая система Южно-Африканской Республики представляет собой уникальное сочетание романо-голландского права, английского общего права и местных африканских обычаев. Это создаёт сложную, но гибкую правовую среду, в которой действуют иностранные и местные компании. Это важно учитывать при заключении внешнеторговых договоров и ведении бизнеса. Понимание этих правовых традиций помогает обеспечить юридическую силу контрактов и адаптироваться к местным требованиям. Знание основных законодательных актов, таких как Закон "О компаниях", Закон "О конкуренции", а также налоговое и таможенное законодательство, является ключевым для успешной работы на южноафриканском рынке. Выбор правильной организационно-правовой формы бизнеса от индивидуального предпринимательства до компаний различных типов влияет на обязательства, уровень ответственности и возможности привлечения инвестиций.

Финансовое регулирование и налогообложение также играют важную роль. Соблюдение местных налоговых законов, регулирование таможенных процедур и использование торговых льгот требуют четкого понимания налоговой системы ЮАР, управляемой SARS. Внешнеторговые контракты должны учитывать и международные соглашения, в которых участвует ЮАР. Эти соглашения открывают дополнительные возможности для ведения бизнеса, но также накладывают определённые обязательства, которые необходимо учитывать при планировании операций на южноафриканском рынке.

Успешное ведение бизнеса в ЮАР требует не только соблюдения правовых норм, но и учета местных культурных особенностей. Уважение торговых обычаев и культурных принципов, таких как "убунту", способствует налаживанию доверительных деловых отношений и снижает риск недоразумений. Немаловажным аспектом являются механизмы разрешения споров. В ЮАР особое внимание уделяется арбитражу и медиации как альтернативным методам урегулирования конфликтов, что позволяет компаниям мирно и эффективно решать возникающие споры.

Таким образом, успешное ведение внешнеэкономической деятельности в ЮАР требует комплексного подхода, сочетающего знание местных правовых норм, культурных особенностей и международных обязательств.

Для белорусских предприятий, заинтересованных в выходе на рынок ЮАР, важно тщательно подготовиться, учитывая все перечисленные аспекты. Несмотря на некоторые сходства в правовых системах и торговых практиках, существуют значительные отличия, обусловленные историческими, культурными и экономическими факторами. Именно поэтому, рекомендуется привлекать местных юридических консультантов, специализирующихся на международном торговом праве и практике ЮАР, чтобы обеспечить соответствие законодательству и максимизировать успех на новом рынке. Это позволит избежать потенциальных рисков, эффективно использовать преимущества южноафриканского законодательства и установить прочные деловые связи в регионе.

Почему стоит выбрать компанию "Экономические споры" для решения юридических вопросов в ЮАР

Компания «Экономические споры» сотрудничает с партнерами в ЮАР, Камеруне, Мозамбике и других африканских странах. Мы готовы помочь в решении юридических вопросов, защите интересов бизнеса и сопровождении внешнеэкономической деятельности на африканском континенте. Обратившись к нам, вы получите профессиональную помощь и доступ к опыту местных экспертов.

Свяжитесь с нами, чтобы обсудить, как мы можем помочь вашему бизнесу в Африке!

Юридические услуги
Остались вопросы?